Рассказать о нас в соц.сетях

понедельник, 4 ноября 2013 г.

Сенокос на Руси

  


Старинная губернская Россия!...сколько в тебе было той самобытной жизни, сколько русского духа. Неторопливая жизнь русских глубинок, знойные летние дни, томные вечера под стрекот сверчков... слегка перекошенные резные деревянные избы, запах жилого и тёплого дерева перемешивается с ароматом только что скошенной травы, и селяне, уставшие, но довольные возвращаются с сенокоса... Выключаешь время, отдаёшь свою душу этому и чувствуешь, как она пронизывается тем желанным чувством успокоенности и удовлетворения, и  понимаешь наконец, чем жив человек...

Сколько древних традиций носит в себе русская земля, и столько доброго и уже почти забытого хранит в себе ещё  русская глубинка....



Время сенокоса у русских крестьян всегда считалось праздничным событием и ожидалось с нетерпением, в особенности молодыми людьми. При благоприятных условиях, уборка сена считалась одной из приятнейших сельских работ. Лето, купанье после утомительного зноя , тёплые ночи, благоуханье лугов, — всё вместе имело отрадное действие на душу. Мужчины и женщины, а в особенности девушки для работы на лугах убираются в самое хорошее одеяние, как на торжественный праздник, в то время как на уборку хлеба надевали самое худшее, так как на сенокосе собирались в один стан, а на жатве каждая семья работала отдельно. Девчата, дружно работая граблями и сопровождая работу общей песней, старались показаться перед парнями.
Молодые веселились, несмотря на тяжёлый и напряжённый по срокам труд. В деревне каждый был на виду, а обстановка на покосах создавала относительно большую свободу. Парни одевались на сенокос щеголевато, заигрывали с девушками. В воскресенье, когда никто не работал, ловили рыбу, собирали землянику, играли в горелки, катались на лодках, «играли песни». Это было самое песенное время — с утра и до вечера.


С. М. Прокудин-Горский. На сенокосе. 1909 год.  Снято у реки Шексны между Чепеповцом и Рыбинском.


Вечером на лугу водили хороводы, играли на гармониках и жалейках (тростниковые дудочки). Особенно веселилась молодёжь, когда копнили: сначала сгребали сено в валы в сажень (в рост человека) высотой, а затем группами катали эти валы под общую песню к тем местам, где предполагалось ставить копны.

Косить начинали "со светом", то есть по росе, чем росистее трава, тем легче косить. Косцы шли обычно по 5-6 человек, друг за другом, соревновались, стараясь выдерживать захват побольше, чтобы валок сочной травы получался потолще, а прокос – пошире. После хорошего косца луг оставался ровным, а работа вкупе с умением и сноровкой доставляла истинное удовольствие. Обернется косец назад – сердце радуется.



Скошенную рядом траву бабы и девки сразу разбивали, то есть растрёпывали рукоятками граблей для того, чтоб она лучше просушивалась. Разбивка эта производилась целый день под палящими лучами солнца. К вечеру разбитое и почти сухое сено сгребали в валы, то есть длинные гряды, а из них затем складывали в копны, то есть высокие кучи. На другой день, когда роса прошла, копны эти разваливали кругами, а потом опять сваливали в копны и стога. Таков был порядок при уборке в вёдренное время. Если же находили тучки и начинались дожди, то при уборке сена было много хлопот. Когда появлялись тучи, старались сено немедленно сложить в копну. Когда распогоживалось — копну разваливали и перебивали сено до тех пор, пока оно не просохнет.



                                     Борис Михайлович Кустодиев. Сенокос. 1917 год.

С особенным вниманием подходили к подготовке главного орудия – косы. Ее длина измерялась количеством ладоней, которое укладывается на ноже косы. Так, косой в пять ладоней широкую полосу травы не захватишь, зато работать ей легко. Обычно же выбирали косу в 10 ладоней – с такой хороший косарь мог пройти полгектара густой и сочной травы за 6 часов. В каждом селе были и свои рекордсмены. Ровный, равной толщины и без трещин нож косы должен при ударе обушком издавать чистый и недребезжащий звук. Впрочем, во время косьбы сразу понятно: удачно ли выбрана и хорошо ли налажена коса. Отличная коса режет траву легко с мелодичным, приятным для уха звуком.

                         
                                  Плахов Лавр Кузьмич. Отдых на сенокосе. 1840-е

Обед, на который собирались все вместе, становился еще одним поводом показать себя с лучшей стороны. Хороший работник и ест с аппетитом. А уж какое раздолье для хозяек! Сытный обед традиционно состоял из пшеничной каши с маслом, соленого сала, краюхи домашнего хлеба, вареных яиц, лука. Оценивали да нахваливали ядреный квасок или пивко – у каждой хозяйки они были особенными, неповторимыми. После обеда старики отдыхали, а молодёжь отправлялась за ягодами или заводила песни в кружке.

Существует много пословиц о  сенокосе, например некоторые:


На острую косу много сенокосу. 
Всякий, кто дорос, спеши на сенокос. 
Роса косу точит. 
Каково лето, таково и сено. 
Свиньи и мыши сено едят — к худому покосу. 
Когда сено гнило, тогда в сусеке мило. 
Ранняя роса летом, а осенью иней — к ясной погоде. 
Травы черны — лошади кормны (то есть в сеногной овсы хороши). 
Рассада пьёт поливку — сухой сенокос, а не вбирает — мокрый. 
Много в поле кашки (тысячелистник) — быть сеногною. 
Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый.
Когда в сене дождевика, тогда в сусеке ведрина.



С. М. Прокудин-Горский. На сенокосе около привала. 1909 год, Череповецкий район.


Сенокос продолжался дней двадцать, а то затягивался и на месяц, и соответствующий настрой сохранялся в течение всего этого времени. По окончании сенокоса устраивался праздник всей общины. Для оплаты общего угощения выделяли часть луга, и сено с этого луга продавали — покупатели были свои же односельчане. На вырученные деньги покупали чай, баранки и водку (выпивка за счет общины называлась "мирское"), закуску приносил каждый свою. На праздник сбегалась вся деревня, включая детей: пели, плясали, наблюдали борьбу вызвавшихся охотников, перебрасывались шутками.


Лучшим временем для сенокоса становились недели после Петрова дня и до 25 июля. Петров пост считается нестрогим, содержащим целый ряд послаблений – например, разрешается есть рыбу во все дни, за исключением среды и пятницы. Кстати, апостол Петр известен как покровитель рыбного промысла.

Петров день - самый разгар сенокоса:  -"Всяк, кто дорос, иди на сенокос". Ставили стога и при этом говорили:  -"Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу",  "До Петрова вспахать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять".  Петров день назвали "макушкой лета", самой жаркой и знойной порой:  -"День убывает — жара прибывает".


С. М. Прокудин-Горский. Монастырский сенокос. 1909 год. Молога, ныне затопленный советской властью русский город.


А в честь завершения поста обычно проводили "разговины" - устраивали ярмарки и гуляния, ходили в гости, плясали и веселились.
Этот народный обычай веселиться запечатлен в пословице:  "У мужика то и праздник, что Петров день".

Запахи, звуки, настроение сенокосной поры сохранял человек на весь год, чтобы в следующем снова с трепетом ожидать, а затем с рвением приступить к тяжелой работе, способной подарить истинное наслаждение.

СЕНОКОС

Луга забрызганы цветами,
Трепещет созревая, словно дева, рожь,
И сенокос по Ярославщине шагает
Июльский душный сенокос.
Пора горячая, знакомая до боли.
От нежных и застенчивых берез
Уходят вереницей бабы в поле
Приветствовать платками сенокос.
Уже стрекочут жатка и кузнечик.
Сливаясь с буйным запахом травы.
И вечер... Сенокосный вечер
Висит над изголовьем тишины.

А.В. Галанин