Рассказать о нас в соц.сетях

воскресенье, 28 декабря 2014 г.

О наших предках глазами свидетелей прошлых веков.


Из книги Юрия Шамурина, "Культурные сокровища России. Ярославль, Романов-Борисоглебск, Углич". 1912 год. (Стр.89,90)
***

Со слов епископа Оттона Бамбергского (нем. Otto von Bamberg), (1060 год, Швабия, — 30 июня 1139 года, Бамберг), дважды посетившего земли славян в 1124 и 1127 годах:
Кн. II, гл. 41......"Честность же и товарищество среди них таковы, что они, совершенно не зная ни кражи, ни обмана, не запирают своих сундуков и ящиков. Мы там не видели ни замка, ни ключа, а сами жители были очень удивлены, заметив, что вьючные ящики и сундуки епископа запирались на замок. Платья свои, деньги и разные драгоценности они содержат в покрытых чанах и бочках, не боясь никакого обмана, потому что его не испытывали. И что удивительно, их стол никогда не стоит пустым, никогда не остаётся без яств. Каждый отец семейства имеет отдельную избу, чистую и нарядную, предназначенную только для еды. Здесь всегда стоит стол с различными напитками и яствами, который никогда не пустует: кончается одно – тотчас несут другое. Ни мышей, ни мышат туда не пускают. Блюда, ожидающие участников трапезы, покрыты наичистейшей скатертью. В какое время кто ни захотел бы поесть, гость ли, домочадцы ли, они идут к столу, на котором всё уже готово...».
Herbordi vita Ottonis episcopi Babenbergensis // Pomniki dziejowe Polski. Warszawa, 1961 T. 2. S. 73, 85, 99, пер. В. К. Ронина.

***

Paul  Joseph  Schaffarik (13 мая 1795, Гемер, Австрийская империя - 26 июня 1861, Прага, Австрийская империя) доктор и профессор, славист, поэт,  в своей книге "История славянского языка и литературы", издательства 1826 года, так пишет о славянах:

....."Не менее важным является такая черта характера славян как терпимость и миролюбие. Во всей древней истории происхождения этого народа, его нравственности, его поступках и войн, мы не находим в то же время отпечатков грубости, жестокости и зверства; а напротив, было и есть до сих пор, смирение, мягкость, приветливость и миролюбие,  достояние этого народа. 
Если славяне повсюду показывали примеры блестящей доблести и героизма, то они никогда не жаждали кровопролития и разрушений, но поднимали оружие, чтобы защитить себя от попыток поработить себя.

Другие, пожалуй, ищут свою славу в количестве убитых князей и царей, пролитых потоках крови, числе разрушенных городов и разграбленных стран - история же славян сообщает нам в большей части, скольким народам они позволили жить в безмятежном ощущении мира, скольких они обеспечили декоративно-прикладным и ремесленным искусством,  навыками обработки полей.

Также они боролись, если это зависело от обстоятельств, от всего сердца и неустрашимо, и борются по сегодняшний день, но не для того, чтобы повергать другие свободные народы в иго рабства и крепостничества, не для того, чтобы совершать убийства, жечь и грабить, а во имя свободы и права, за Государя и Отечество, за веру.
Эта особенность, которая делает славянина истинным гражданином планеты в благородном смысле этого слова, и может объяснить, почему он никогда не стремился к насильственному подчинению, уничтожению или искоренению других соседних народов, а, скорее, более глубже и доверительно выстраивал отношения с другими культурами, не пытаясь чем-то навредить им."........
*** 

Еженедельный иллюстрированный журнал для семейного чтения "Родина". №51, 1897 год.

***



"Еженедельный журнал о народах и странах "Заграница" (Das Ausland: Wochenschrift für Länder- u. Völkerkunde). № 150, Том 13, 1840 год. Стр. 597.  Очерки из путешествия из Вятки в Пермскую губернию. Краткий перевод с немецкого:
Мы остановились в одном деревенском доме, очень чистом, и который мне так понравился, что несмотря на то, что я хотел скорее прибыть в Пермь, я остался там на несколько часов. Этот крестьянский дом произвел на меня впечатление своей красотой, а его жилец был образованным. Действительно, он умел читать и считать, и тут в Перми это является очень даже привычным делом, так как во всех больших селах имеются приходские школы. Все подростки до того как они начинают работать, обязаны идти в школу ( в Пермской губернии количество школ составляет 51 ). И поэтому крестьяне, владеющие грамотой, в Пермской губернии не редкость.  С первого взгляда угадывается, что здешние крестьяне как нигде в России сохранили свои красивые древние русские обычаи. Они очень гостеприимны и добродушны, и, наверное, надо жить в Сибири, чтобы увидеть настоящую русскую душу в её подлинной сути.  Стиль жизни, традиции и обычаи - всё несёт в себе отпечаток русской древности.    

***

До сих пор неопубликованная и неизвестная в России, абсолютно редкая книга Адольфа Цандо "Состояние дел в России в 1850 году" (Russische Zustände im Jahre 1850, Verlag Nestler&Melle), изданная в 1851 году в Гамбурге, Германия.  Отрывок из этой книги, о России, русских людях и их быте: 
"Добродушие и кротость - самые важные черты характера русского народа, они видны по всем поступкам. Сострадание и добродетельность - главные свойства души этого народа и зеркало его внутренней природы. Самый простой человек из народа всегда готов поделиться последним с несчастными и слабыми людьми. Выражение лица набожного человека, помогающего бедняку, множество раз вызывало у меня чувство сострадания. Подаяние всегда сопровождается радушным и в то же время сердобольным поклоном. В лавках купцов и ремесленников, как в маленьких, так и в больших городах всегда отложены деньги с единственной целью, отдать их как подаяние проходящим мимо беднякам...... 
...Русские миролюбивы и добродушны. Они охотно прощают людям причиненное им зло, когда видят искреннее раскаяние. Русским не свойственны ни жажда мести испанцев, ни враждебность и эгоизм англичан. Они обходительны, внимательны и вежливы, в отношении вежливости превосходят многие другие народы. Легкомыслие и  непостоянство французов чужды русскому человеку, безрассудные и предосудительные поступки для него являются скорее последствиями поспешности и чужого влияния, чем склонностью и проявлением собственной воли. Приобретя однажды горький опыт, русский больше не поддается искушению и снова ведет себя благоразумно и предусмотрительно.
Большое упорство и неисчерпаемое терпение свойственны всем начинаниям и деятельности русского человека, он непоколебим в своих намерениях и  осуществлении желаний.  Преодолев серьезные препятствия, он достигает поставленной цели. Мужество, упорство и бесстрашие объединяются в нем в единое целое, сопровождаемое голосом здравого разума. 

Русские проявляют гостеприимство особым образом, совершенно не так как жители Германии, Франции или Англии. Иностранца всегда приветствуют и приглашают к богато накрытому столу со словами: "Будьте нашим гостем". Эти слова идут от всего сердца, и русские произносят их вместо привычного выражения "Садитесь за стол". Эти слова не пустая формальность, не просто  фраза, произнесенная машинально. Они произносятся от всей души, выражают искреннее желание проявить гостеприимство к каждому гостю. При этом отношение как к дворянам, так и к беднякам совершенно одинаковое. Это самое замечательное свойство русского народа!  Кто осмелится превзойти его в этом?"
***

Крестьяне Нижегородской Губернии. Чаепитие. Конец 1870-х. Фото:Жан Ксавье Рауль. Ссылка на оригинал.


Крестьяне Орловской Губернии. 1870-ы годы. Фото:Жан Ксавье Рауль. Ссылка на оригинал.



 
Портрет русского крестьянина. Художник Богданов-Бельский (1868-1945)


Литография рисунка 1840-43 г.г., немецкое переиздание книги Auguste Wahlen, "Moeurs, usages et costumes de tous les peuples du monde". (из нашего личного архива)


 Русская деревенская красавица из Ярославской губернии.
Из журнала " Illustrirte Zeitung" , 1882 год. Германия, Лейпциг. (из нашего личного архива)

 

Вернье. Гравюра "Русские крестьяне в национальных костюмах". Париж 1838г. Старинная гравюра из известного издания Жана-Мари Шопена о России из серии "Земля. История и описание всех народов . (из нашего личного архива)



1812 год. Рисунок английского художника-акварелиста Джона Огастеса Аткинсона (John Augustus Atkinson 1775–1833), который прожил многие годы в России  . Русские крестьяне отличались небывалым патриотизмом, они наносили  себе увечья, но не помогали французам и их союзникам.






Русская армия 19-го века. Гренадеры Французская открытка (до 1917 г.) (Из нашего личного архива)


"Познавательный журнал для крестьян и ремесленников Богемии", (Belehrungs- und Unterhaltungsblatt für den Landmann und kleinen Gewerbsman Böhmens). 1840 год, Том 3. Стр.85.

 Перевод с немецкого:
"Когда русская армия в 1813 году зимовала в Париже, солдаты установили на реке Сене русскую горку, ознакомив парижан с этой забавой. Это новое развлечение настолько понравилось французам, что они стали в различных местах города устанавливать русские горки, со всей любовью украшая их ещё прекраснее и делая удобнее. С этого времени эта зимняя забава стала распространяться как в Париже так и в других городах Франции. "

***

Шутливые картинки из России, от В. Фогта (W.Vogt), немецкого карикатуриста. Из газеты "Illustrirte Zeitung", 1861 год. (из нашего личного архива)


***

От Амалии фон Лиман, одиннадцатилетней девушки, из поездок с родителями по нескольким землям России, в доверенных письмах её подруге и прежней гувернантке, Хелене Гаттерер в Гёттингене. Типография Розенбуш, 1794 года. Гёттинген, Германия. Небольшая часть из рассказа, например про Кострому:

"Вечером около 7 часов мы поехали дальше, и ночью мы прибыли в губернский город Кострома. После обеда мы осмотрели город, он очень большой, все здания из камня, как в Санкт-Петербурге. В городе есть очень великолепный монастырь. После обеда мы осмотрели фабрику графа Воронцова, она находится примерно в 6 верстах от города, в очень красивой местности.
На обратном пути мы осмотрели монастырь. После того как мы переночевали, мы продолжили наше путешествие в деревню Иваново. Это очень большая деревня, принадлежащая графу Шереметьеву. В ней находится очень много маленьких ткацких фабрик....
Крестьяне там очень богаты, хотя и не занимаются земледелием; каждый печатает льняные платки, в воскресенье несет свою недельную работу на рынок, продает свой готовый товар, покупает себе новый материал и начинает работать в понедельник снова, и живут они так из года в год.
Два крестьянина в тех местах владеют хорошими фабриками, и в их распоряжении есть собственные крестьяне. Один из них пригласил нас погостить у него. Я не могу вам даже описать, как мы были восхищены, иметь возможность погостить дома у местного крестьянина.
Он жил в большом каменном доме, очень чистом, в комнатах была лучшая мебель из красного дерева, фарфор и серебро; стулья и занавески из ситца, по последней моде с бахромой и кистями.
После завтрака, он повёл нас в местную каменную церковь, недавно построенную, очень красиво и искусно разрисованную внутри, особенно алтарь. На эту церковь они потратили тридцать пять тысяч рублей.  Я Вам уже писала, моя любовь, что все крестьяне здесь фабриканты, и они сделали всё своими руками, никакой иностранец не работал над этим; вырезанные узоры были делом рук местных мастеров, живопись тоже от них; даже кирпичи были местного обжига.".....
***
Старинный деревянный дом в селе Вичуга, Костромская Губерния. Рисунок Никанора Чернецова, 1838 год.

***

Из книги "Путешествие по европейской части России в 1840-1841 г.г." издания 1844 года ("Reise im Europäischen Russland in den Jahren 1840 und 1841",von  BLASIUS, Johann Heinrich.)  


 Дом русского крестьянина. Рисунок из главы "Путешествие из С.- Петербурга в Вытегру.

Отрывок из главы "Путешествие из Вологды в Ярославль", Стр. 287:
 ......"Уже при въезде на ярославскую землю  дома и деревни принимают другой характер,  выглядят ещё более благосостоятельней, чем близлежащие вологодские деревни. Дома  построены гораздо лучше, чем те, которые мы видели до сих пор, имеют широкий, дугообразно перекрытый сводом вход с двумя колоннами по обе стороны, большие окна со ставнями, отделанные в лучшем вкусе, и просторные комнаты с балконом с торцевой стороны"...
***


Вид трактира и почтовой станции на дороге из Костромы в Ярославль. Литография из книги "Voyage pittoresque et archéologique en Russie", Андре Дюран (Andre Durand), год издания 1839.

***


 Берестяная Грамота, Новгород, 14-ый век.

На Руси уже в X—XI веках, возможно и гораздо раньше, грамотность у славян была доступна каждому , в то время как в Европе это была привилегия исключительно аристократов и представителей высшего духовенства.

Находка берестяных грамот стала значительным научным открытием. До их обнаружения считалось, что население Древней Руси в массе своей было неграмотным, а читать и писать умели только избранные люди, число которых было невелико. Однако многочисленные находки показали, что грамотой на Руси владели практически все слои населения, независимо от возраста.
Берестяные грамоты – важный источник по истории древнерусской письменности и свидетельство о степени распространения грамотности. Среди авторов берестяных писем мужчины, женщины и дети, представители разных сословий. Как оказалось, у жителей  Древней Руси было распространено сильное значение права, возможность обучения грамоте.

Приведём некоторые примеры, показывающие, что крестьяне того времени были далеко не безропотные, какими мы привыкли их считать, а владели грамотой и требовали соблюдения своих прав:

Грамота № 687, Новгород, {1360–1380 г.г.}
"... масло себе купи, а детям одежду [купи], [того-то — очевидно, сына или дочь] отдай грамоте учить, а коней ...?"

Грамота № 307, Новгород, {1420–1430 г.г.}
"Господину Ондреяну Михайловичу, господину Миките Михайловичу, госпоже нашей Настасье, Михайловой жене, бьют челом крестьяне избоищане. Здесь, господа, в вашей волости Горотной (?) появляются повестки, здесь появляются фальшивые повестки, здесь, господа, появляются фальшивые завещания. А переписывают фальшивые повестки и завещания ваш Нетребуй [и (?)] дьяк. А утверждают, что запечатал Иван (?) Парфеев (?) [эти] завещания. А крестьяне ваши вам, своим господам, челом бьют"


Грамота № 311, Новгород, {1400–1410 г.г.}
"Господину своему Михаилу Юрьевичу крестьяне твои черенщане (жители села Черенское) бьют челом. Ты отдал деревеньку Климцу Опарину, а мы его не хотим: не соседний человек. Волен Бог да ты"

Грамота № 370, Новгород, {1360–1380 г.г.}
"Поклон Юрию и Максиму от всех крестьян. Кого ты нам поставил ключником, тот за нас не стоит, разоряет нас штрафами, мы им ограблены. А сиди и не смей от него отъехать! А мы из-за этого погибли (разорены). Если ему предстоит [и дальше] сидеть, нам сидеть силы нет. Дай же нам смирного человека — на том тебе [бьем] челом"


Ну и конечно эта грамота, о якобы русских "дикарях и варварах". Дело об избиении и выбитом зубе....середина 12-го века!:

Грамота № 855, Новгород, {1140–1160 г.г.}
`... [следовало бы ехать] ныне в город, но не позволяет дьяк. А выбит зуб. Нежатиничевы отроки били их шестерых. А [что касается денег на] лечение, то я выплачу им'

***


Себастьян Мюнстер (SEBASTIAN MÜNSTER) и его "Космография" (Cosmographia). Эта книга впервые увидела свет в 1544 году в Базеле. До 1650 года выдержала 46 переизданий (27 немецких, 8 латинских, 4 английских, 3 итальянских, 3 французских, 1 чешское). Родился он 20 января 1488 г., Ингельхайм-ам-Райн, Германия,  умер 26 мая 1552 г., Базель, Швейцария.  В средние века в Германии Себастьян Мюнстер  как учёный был чрезвычайно известен,  авторитет которого считался непререкаемым. В "Космографии" есть описание Московии, выполненное по данным Антония Вида, Паоло Джовио и Матвея Михова и из описаний других путешественников.  Вот что писали средневековые путешественники о жителях Руси. Например, книга издания 1545 года, Базель, Швейцария.  О Московитах Мюнстер отзывается как о очень прилежных людях, почти не употребляющих алкоголь. Некоторые описания из книги о русских 15-16 в.в.:


20-21 строка сверху гласит:"ОНИ (московиты) ПЬЮТ РЕДКО ВИНО, И ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА УСТРАИВАЮТ ЩЕДРОЕ ПРАЗДНИЧНОЕ ЗАСТОЛЬЕ" (Sie trinken selten Wein, dann allein wann man eine köstliche Wirtschaft will zurichten.)
Из описания русов:
"Конные всадники одеты в кольчуги и одевают на голову ещё остроконечный шлем. Женщины носят обычно жемчуг или драгоценные камни в ушах. Так ходят  и молодые девушки. Считается неприличным, если женщина выходит третий раз замуж. Так же и для мужчины считается неприличным, если он женится в третий раз"....
На этой земле пьют воду и пиво, а также мёд. Также они делают напиток, который называется Quassetz (Квасец). Ещё они делают из мёда дистиллированую воду и также из молока. И она становится такой крепкой, что её невозможно пить. Но князья запретили её пить, так как от неё теряют голову и напиваются до полноты. Только два или три раза в году, тогда им никто и ничего не скажет. Нужна серебрянная монета, большая и маленькая, если кто-то нарушит это правило."......
"Рядом находится земля Белых Русов. Там живёт много евреев, которые занимаются земледелием и торговлей.  В городах также много армянинов, которые занимаются торговлей.  Русы имеют доброкачественное искусство,  на греческий метод. Евреям тоже нужно это искусство  и поэтому они штудируют у русов астрономию и врачевание. В городах живут кроме русов, много литовцев, арменинов, греков, евреев, турков. Русы находятся под властью Московии, так же как и Новгород."

***

"Rervm Moscouiticarum Commentarij Sigismundi Liberi Baronis in Herberstain, Neyperg, & Guettenhag.  Латинский вариант "Записки о Московии" 1571 года.

Барон Сигизмунд фон Герберштейн (нем. Siegmund Freiherr von Herberstein, 23 августа 1486 — 28 марта 1566) — австрийский дипломат, уроженец современной Словении (владел местными диалектами, что помогло ему в России), писатель и историк. Наибольшую известность как в России, так и за её пределами, приобрёл за свои обширные труды о географии, истории и внутреннем устройстве Московского Великого княжества и Русского царства. Дважды пребывал в Московском Княжестве, в 1517 и в 1526 гг.

Барон Герберштейн в своей книге "Записки о Московии" (Rerum Moscoviticarum Commentarii), написанной им в 1549 году, и после изданной на различных языках, подробно описывает историю и быт Московии, прекрасно разбирается в племенах и народностях, населявших территорию тогдашней Руси и за её пределами.  Жителей Московии он описывает так:
"....Горожане и ремесленники бывают у обедни, а после неё возвращаются к работе, думая, что честнее заниматься трудом, чем попусту терять достаток и время в пьянстве, игре и подобных вещах."
***

Из книги Карла Готтлоба фон Антон - "Первые линии исследования о происхождения древних славян, их манеры, обычаи и т.д." , нем.:"Erste Linien eines Versuches über der alten Slawen Ursprung, Sitten, Gebräuche etc." Leipzig, 1783.

Karl Gottlob von Anton (23. Juli 1751 in Lauban - 17. November 1818 in Görlitz) был немецкий юрист, политик, историк, сооснователь и президент  Общества наук города Оберлаузитц.

В этой книге, изданной в Лейпциге в 1783 году,  в §5 " Характер и образование", Карл Готтлоб так пишет о южных славянах  и русских:

"......Злобными и коварными они совершенно не являются. ( говорит Прокопиус, 500 – 560 г.г. ).  Между собой они очень вежливы - обнимают и целуют друг друга, если они встречаются. Это выражение дружелюбности наблюдается  еще у многих славянских народов. Как у  жителей Далмации, так и у русских и других.
Их связям не мешает непримиримость; для этого им знакомо гостеприимство в такой мере, которой уступает даже, пожалуй, столь хваленная добродетель германцев.

У них постоянно готова гостиная, в которой стоит заполненный блюдами и напитками очень чистый стол для каждого странника. Пустые чаши сразу заменяются полными и сразу же, все, что никто больше не ел, накрывается чистым платком. (говорил Helmold, 1120 – 1177 г.г ).
Король Прибислав фон Бранденберг (1100 – 1156 г.г), очень превосходно это описывал и заверял, что нет народа, который был бы более гостеприимен чем славяне...
...Русский крестьянин делится всем что он имеет, как бы мало он ни имел, от всей души с каждым чужаком . Они очень заботятся о бедных. Никто не видел нищего среди них.".......
***

Европейские путешественники , посещавшие в те времена земли восточных славян, отмечают в своих записках, что гостеприимство, человеколюбие, сострадательность, стремление разделить горе и беду другого были характерны для наших далеких предков задолго до того, как они в 988 году приняли христианство.

Как утверждает известный русский историк и писатель XIX века М. П. Погодин, ещё в языческой Руси "заботиться о стариках, недужных и больных было первейшей обязанностью и общей добродетелью славян".
Благотворительность в Российской империи 




Из книги Адольфа Цандо  "Состояние дел в России в 1850 году" (Russische Zustände im Jahre 1850, Verlag Nestler&Melle), изданная в 1851 году в Гамбурге, Германия:
 Сострадание и добродетельность - главные свойства души этого народа и зеркало его внутренней природы. Самый простой человек из народа всегда готов поделиться последним с несчастными и слабыми людьми. Выражение лица набожного человека, помогающего бедняку, множество раз вызывало у меня чувство сострадания. Подаяние всегда сопровождается радушным и в то же время сердобольным поклоном. В лавках купцов и ремесленников, как в маленьких, так и в больших городах всегда отложены деньги с единственной целью, отдать их как подаяние проходящим мимо беднякам. 
Русский человек делает подаяния очень часто, с радостью и от всей души. Он всегда поможет и поддержит не только своего земляка, но и всех нуждающихся в помощи. Он благодетелен из-за внутреннего порыва, от любви к людям и ближнему своему. Он даже не думает о том, чтобы получить похвалу за свои поступки, и чтобы мир превозносил и прославлял его великодушие...
.....Я мог бы привести еще множество фактов, в которых я убедился лично. Мне кажется, их количество подтверждает мои слова о такой черте характера русского человека как добродетельность. Я бы еще добавил, что во всем мире не найти такое количество учрежденных правительством пансионов для детей из бедных семей, институтов для бедняков, домов престарелых и больниц как в России. Все эти учреждения находятся под покровительством императора и   императрицы или другого влиятельного члена императорской семьи. Таким образом, легко догадаться, кто был основателем какого-либо из учреждений.
***

Чухломской крестьянин Мартемьян Сазонович Сазонов, вместе с родственниками и соседями. 1908 год

Крестьянская семья (Беломорское поморье). ссылка на оригинал


Нижегородские крестьяне. Фото И.Рауля. 1870-ы годы


В начале 1900–х годов Сергей Михайлович Прокудин–Горский разработал смелый план провести фотообзор Российской Империи, который получил поддержку царя Николая II. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, он провел обзор одиннадцати регионов, путешествуя в специально оборудованном железнодорожном вагоне, предоставленном ему Министерством путей сообщения.

После прихода к власти большевиков, Прокудин-Горский эмигрировал из России. В 1948 году наследники фотографа продали всю его коллекцию (стеклянные негативы) Библиотеке Конгресса США. И лишь в 1991 году была впервые создана компьютерная база всех снимков Прокудина-Горского, которые были до этого недоступны. В 2000 году компанией JJT было отсканировано и переведено в позитивы все 1902 негатива. С этого года об этих уникальных фотоизображениях стало известно во всем мире.

Вот так выглядели русские города до революции:

 Вид на г. Златоуст с западной стороны, 1909 г.

Вид Старицы на Волге в 1910 г.

Ростов Великий в 1911 г.

Зубцов в 1910 г.

Борисоглебский мужской монастырь в Торжке, 1910 г.

Вид Ржева в 1910 г.

Тобольск в 1912 г.

Вид на Соборную гору в Плёсе, сентябрь 1910 г.

Вид на Екатеринбург с набережной городского пруда в 1909 г.

г. Тверь, Левый берег Волги с Екатерининской церковью в 1910 г.

Ансамбль храма Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе в г. Ярославле в 1911 г

г. Александров. Общий вид на Успенский женский монастырь в 1911 г.

Город Кириллов с Казанским собором в 1909 г.

Вид на г. Вытегру с горы в 1909 г.

Новая Ладога в 1909 г.

Тверская Губерния. Нило-Столбенская пустынь. 1910 год


Суздаль в 1912 г.

Таким был Владимир в 1911 г.

Смоленск с Казанской горы в 1912 г.

Белозерск с городского вала в 1909 г.

Группа деревенских детей. 1909 г. На дальнем плане Пятницкая церковь в Белозерске.

Русские крестьяне. 1909 г.

"Обед на покосе". 1909 г., на берегу Шексны близ Череповца.

У Леушинского женского монастыря близ Мологи, ныне затопленного водами Рыбинского водохранилища, был сделан снимок "Монастырской сенокос"


"Три поколения. А. П. Калганов с сыном и внучкой. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода":


Эти уральские рабочие несут в себе не меньше русской самобытности, чем крестьяне.


Команда парохода "Шексна" М.П.С.

Пожарная команда в г. Вытегре. 1909 год


Наши предки тяжелым трудом, кровью и потом осваивали территорию нынешней России, порой в суровом климате, на неплодородной земле. Осваивали необъятные территории Сибири и Центральной Азии, строили дороги, мосты, города.


Семья русских поселенцев в Муганьской степи, восточное Закавказье, Азербайджан , посёлок Графовка.

 Русские крестьяне,  переселенцы в степные районы Российской империи.

 Вот такие они были, русские крестьяне, которые освоили целый континент.


Традиции русского народа — это бесценный опыт неисчислимых поколений наших предков. Воспитывая в нас тот самый "загадочный русский дух", славянские традиции сохраняют обычаи, вечно родные всем русским людям. И сколько бы эпох ни миновало, сколько бы ни блуждали мы в потемках инородных веяний, русские люди всегда возвращаются к своим корням.......
*****


ВПЕРВЫЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ редчайшая книга немецкого автора 1850 г. о России, русских людях и их быте.