РУССКИЕ ГОРКИ, которые стали американскими.

 
 "Масленица".1878 год. Картина русского художника Соломаткина Л.И. (1837 -1883)


"Журнал общественно полезных знаний" , Лейпциг, 1835 год, Том 3, Стр. 12. ("Das Pfennig-Magazin für Verbreitung gemeinnütziger Kenntnisse"). Ледяные горки в России", "DIE RUTSCHEISBERGE  IN RUSSLAND".

Перевод с немецкого:
"Ледяные горки, которые являются излюбленным развлечением русских, вызывают огромное любопытство у иностранцев. Русские горки имеют высоту 50-60 футов, сверху имеют окрашенные в белый цвет балконы, украшенные пестрыми флагами. С задней стороны находится лестница, по которой постоянно поднимаются люди, чтобы с другой стороны на лёгких санях съехать с большой скоростью вниз по крутому ледяному спуску, который часто достигает длины в 300-400 шагов. Каждые сани управляются отдельным человеком, который сидит позади пассажира. Искусство управления санями достойно самого лучшего восхищения, а также порядок, в коем сани следуют друг за другом, так, чтобы  крайне редко происходил несчастный случай.

Здесь видишь самых разных любителей этого зимнего развлечения, любого возраста и пола, мужчин и женщин, девушек и детей. С песнями, шутками и ликованием спускаются они стрелой вниз, умело сохраняя при этом равновесие.  Особенно популярно это развлечение у молодых девушек, которые закутанные в шубки из ценного меха, бесстрашно упиваются этим зимним развлечением. Там видишь также и представителей  дворянства,  и весь прекрасный мир зрителей,  как народ в ликовании изливает себя.
Как же великолепно выглядит вся эта пестрая беготня, стремительная езда саней, и толкотня зрителей, особенно к ночи, когда на самой конструкции и ледяном катке зажигаются цветные лампы, которые дают великолепное отражение на зеркально-светлой площади. 

С 1815 года русским горкам стали подражать в других странах, и даже там, где из-за мягкости климата не хватало льда, чтобы наслаждаться удовольствием стремительного съезда с горок также летом, стали устанавливаться на сани маленькие колесики. Такие русские горки стали устанавливаться  теперь почти во всех столицах Европы, и они стали любимым удовольствием в Париже, где они были построены с самым большим изяществом и комфортом."
***


"Познавательный журнал для крестьян и ремесленников Богемии", (Belehrungs- und Unterhaltungsblatt für den Landmann und kleinen Gewerbsman Böhmens). 1840 год, Том 3. Стр.85

 Перевод с немецкого:
"Когда русская армия в 1813 году зимовала в Париже, солдаты установили на реке Сене русскую горку, ознакомив парижан с этой забавой. Это новое развлечение настолько понравилось французам, что они стали в различных местах города устанавливать русские горки, со всей любовью украшая их ещё прекраснее и делая удобнее. С этого времени эта зимняя забава стала распространяться как в Париже так и в других городах Франции. "

Русская армия 19-го века, Гренадеры. Французская открытка 1900-ых годов.

 ***

Серракаприола. Катальные горы на большой Неве. 1817


Ледяная горка в Санкт-Петербурге. 1788 год. Бенджамин Патерсен (1748 - 1815)


Литография Жаккотте и Обрена с оригинала Шарлеманя "Адмиралтейская площадь во время масленицы, Санкт-Петербург", 1850 год.


Санкт-Петербург. Парк развлечений, гравюра XIX века.


Дамам-Демартре Мишель Франсуа (1763-1827).  Катание с гор на Неве.


Масленица, рисунок Бальдингера.


Литография. Санкт-Петербург. Начало 19 века.



Садовников В.С. "Балаганы на Адмиралтейской площади", 1849 г.


Ледяные горки на Иртыше в Тобольске.



Масленица в С.-Петербурге. Литография на рисунок G. Broling. 1885 год.


Бегров К.П. "Горки на Царицыном лугу".  Лист из серии "Виды Санкт-Петербурга и окрестностей"  1821-1826 г.г.



Английский иллюстратор Фредерик де Ханен (Frederic de Haenen 1853-1928),  Катания с гор,  1912 год, из книги "Прогулки по Москве".


 
 Горки на Марсовом поле. С Петербург. Дореволюционное фото.


Дореволюционная открытка .


Именно в России  в XV веке была изобретена "ледяная горка", ставшая прототипом современных американских горок. Особо популярны горки были в Санкт-Петербурге. Во время зимних праздников такие ледяные горки строились на площадях, в местах скопления народа, обычно около рек. Во время зимы, деревянные конструкции высотой около 20 метров укладывали снегом и поливали водой для того, чтобы получить скользкую поверхность. Платформа, к которой поднимается деревянная лестница, поддерживалась стволами деревьев и столбами. Люди поднимались по лестнице, затем скатывались с горки под углом в 50 градусов, а после вновь поднимались по лестнице второй горки напротив. Такое развлечение нравилось и русскому высшему сословию, и в некоторых случаях, как изображает Патерсен, горки украшались флагами и деревцами, чтобы соответствовать предпочтениям знати. Екатерина Великая настолько любила это развлечение, что просила приделать к её саням колеса, чтобы наслаждаться этим видом спорта как летом, так и зимой.


Такой аттракцион, построенный в Белвилле, в 1817 году, назывался "Les Montages Russes" (Русская Гора)


Русские горки, Франция. Les Montagnes Russes de la Barriere du Roule



Еженедельный литературно-художественный журнал "Север" №29,  1888 года




"Американские горки" Томпсона. Thompsons Switchback Railway 1884.

"Американские горки" были запатентованы изобретателем Джоном Тейлором (John G. Taylor) под названием "Наклонная железная дорога" (Inclined Railway) и впервые открыты в Кони-Айленде в 1884 году. Однако более известно имя ЛаМаркуса Эдна Томпсона (LaMarcus Adna Thompson), который запатентовал более 30 инноваций, относящихся к американским горкам, и построил несколько десятков горок в Соединённых Штатах.


Примечательно, что на сегодняшний день в сознании россиян прочно укоренилось название "американские горки", и никто даже не задумывается откуда пошло это название. Но особенно примечателен тот факт, что современные интернет-переводчики переводят даже европейское название русских горок "Les Montagnes Russes", то есть "Русские Горки", не иначе как " Американские горки", хотя само слово "американские" в исходном тексте напрочь отсутствует. Каждый может убедится в этом сам, вставив ниже указанный французский текст вот сюда:  http://www.online-translator.com/
La même année, deux coasters utilisant ce système virent le jour à Paris Les Promenades aériennes et la plus connue, et sûrement celle qui représente le mieux l'ancêtre des montagnes russes modernes: Les Montagnes Russes de Belleville.




*****


Комментарии