РУССКИЕ КАЧЕЛИ.

 "Русские качели" в г. Вена, Австрия. Годы эксплуатации: 1928 - 67 г.г. Владелец: Paul Schubert. ,Foto: Archiv Ralf Michen
Во всем мире подобный аттракцион, так же как и так называемое "Колесо обозрения", имеет огромную популярность. Уже в 1615 году, в Константинополе, путешественники видели подобные качели.  Но именно из России распространилась в Европу эта традиция, которая положила начало всем европейским паркам развлечений. Подобные карусели из России стали распространяться по всему миру, и позже, уже более усовершенствованные конструкции были запатентованы в других странах, и получили другие названия. Мы уже писали о РУССКИХ ГОРКАХ, но теперь более подробнее и о Русских Качелях.


 "Русские Качели" в городе Бремен

Перевод с немецкого:
"В 1880 году первые "Русские Качели" были привезены из России в Германию. Эта карусель в течений трёх поколений была собственностью семьи Бергер, и с 1923 по 1981 годы качели каждый год стояли на Бременской ярмарке.
В довоенные годы эти "Русские Качели" устанавливались также на ярмарках в Данциге, Кемнице, Бреслау, Лейпциге, Ганновере, Гамбурге и Ольденбурге. В 1928 году карусель была полностью отреставрирована известным бременским художником Вестхоффом. Даже во время войны, когда город Куксхафен был полностью разрушен, как и ярмарочная площадь, эта карусель чудом осталась целой.

После войны и 2-летнего простоя эту уникальную и старинную, роскошную русскую карусель приобрела бременская семья Вернера Робрана, владельца каруселей.
С 1990 года эта карусель стоит на ярмарочной площади в "Hansa Park", и крутится точно так же, как это и было ещё 70 лет назад"....
Эти русские качели по сей день стоят в Бремене на ярмарочной площади "Hansa Park".


Из книги "Записки о России". Автор Йоганн Густав Рихтер (Johann Gustav Richter).  Том первый. № I —III. Leipzig, 1803 год. Стр.157-162.  Перевод с немецкого:
"Уже на Поварской улице, которая ведет к Ярмарочной площади, слышна веселая музыка шарманщиков, под которую показывают свои представления кочевые театры фокусников, акробатов и циркачей, и все вокруг торопятся скорее на ярмарку.
Наконец-то видна ярмарочная площадь, это место веселой, радостной толкотни. Какое же удивительное, разнообразное представление предстало нашим глазам! Качели, полные молодых барышень с модными прическами и бородатых крестьянских мужчин. Карусели, на которых бесшабашная молодежь стремительно катается взад и вперед,  Акробаты, наездники, восковые фигуры, трактиры, чайные, театры, и наконец вся эта пестрая, яркая толпа этой весёлой ярмарки —всё это создает потрясающе интересную картину, которую только можно представить.

Так как качели являются самым важным аттракционом и производят необыкновенное впечатление, мы обратим на них особое внимание. Русские качели не имеют ничего общего с привычными нам подвесными качелями. Это перпендикулярные крутящиеся машины, которые ручной силой приводятся в движение, с четырьмя подвесными сиденьями, на которые помещаются от двух до трёх персон, которые защищены спереди планкой, чтобы не выпасть.  Раскрашенные живописными  узорами и шелковыми нарядными занавесками,  эти великолепно украшенные качели, наполненные людьми в ярких одеждах, представляют необычайно интересный вид.

Люди, сидящие на качелях, кажутся догоняющими друг друга, но в то же время не соприкасаются. Как волны моря, идет одна пара за другой - то они поднимаются высоко в воздух, и тут же опускаются опять вниз, на какое-то мгновение эта пара людей видна , в следующее мгновение исчезают они вслед за следующей парой.  И когда видишь весь этот ряд качелей, состоящий из двадцати или тридцати, которые крутятся все одновременно, и производят такое небывалое, разнообразное и красочное зрелище,  то можно любоваться на это неустанно целыми часами.

Возле качелей предстают взгляду  карусели, которые устроены так же как и качели, только движение происходит не перпендикулярно, а горизонтально. И видишь кроме мужчин иногда так же и смелых амазонок, которые отважились покататься на деревянном коне.
Как же заманчиво звучит музыка шарманщиков, завлекающая нас на различные аттракционы, где ликующая публика аплодирует акробатам и канатоходцам. С трудом проталкиваешься через толпу, чтобы попасть в лубочный театр. Театральные представления пользуются у народа такой же популярностью как и качели. 

Так как здесь большей частью собирается простой народ , то можно конечно сразу понять, что искусства канатоходцев и воздушных прыгунов, так же как и сноровка остальных фокусников, вызывают всеобщее восхищение. Так как большая часть посетителей качелей проводят здесь целый день, и желают подкрепиться чем-нибудь вкусным, ну и так же для поднятия настроения, то рестораны и кабаки, которые окружают качели, редко бывают пустыми. Ведь каждый экономил для ярмарки каждую копейку, чтобы теперь погулять на всю душу. Но несмотря на то что народ веселится на всю катушку, случаются крайне редко какие-либо неприятности, чему, пожалуй, конечно, своевременность бдительной полиции вносит большой вклад, которая тут же угомонит всякого дебошира."
***

Русские качели имеют очень давнюю традицию и были любимым развлечением русских.  В деревнях  устанавливались простые деревянные конструкции, но широко они стали устанавливаться на городских площадях, для народного развлечения.


Русские качели ХVIII века . Ярославский край.

 







Санкт-Петербург.Ярмарка. Русские Горки и Качели. Гравюра 1800 г.г.


Праздничная площадь в Санкт-Петербурге. Гравюра по меди, D. Chodowiecki, 1794 год.

Гулянье на пасхальной неделе в Санкт-Петербурге. Г.И. Скородумов. 1790 год.


Джон Огастес Аткинсон. (John Augustus Atkinson). Качели. Опубликованно в Лондоне, 1803 год.


Русские качели. Гравюра по рисунку Leo von Elliot. Из журнала "Illustrirte Zeitung" , Том 60, Nr. 1559, Leipzig, 17. Мая, 1873 года.


Московские балаганы. Художник Маковский Константин Егорович (1839 -1915)
Справа видна карусель, конструкция которой была сделана уже круглой .


Н. Симонович- Ефимова. Ярмарка. 1917 год


В 1893 году инженер Джордж Вашингтон Гейл Феррис-младший (англ. George Washington Gale Ferris, Jr.)  построил первое колесо обозрения. Оно было установлено на Всемирной колумбовской выставке в Чикаго.  Колесо создавалось как американский ответ на башню Эйфеля в Париже.

Несколько лет позже, колесо Фэрриса, после усовершенствования его в конструкции Джейсом Грэйдоном, было запатентовано им (патент № 96286) в 1897 году в Германском Рейхе не как иначе как "Русские Качели" (Russische Schaukel).









Комментарии