Мостостроение в Российской империи. Кичкасский мост.

Сооружение моста.  Фото из архива меннонитских поселений (ныне не существующих) вблизи Александровска, Хортицкой волости Екатеринославской губернии, 1914 год. (источник фото) Мостостроение в Российской империи.

В начале XX века в России был построен Кичкасский мост — двухъярусный мост через Днепр вблизи Александровска, существовавший в 1904—1931 годах. Верхний ярус моста был железнодорожным, нижний — автомобильным и пешеходным. 

Мост этот был замечателен своей оригинальной конструкцией, уникальной и примененной впервые не только в России, но и на всем европейском континенте. Примечателен мост был также и той системой производства работ, которая была применена при его постройке: работы велись почти без помощи лесов. 

Постройка моста была выполнена Александровским заводом Брянского Общества. Этим же заводом были изготовлены все металлические части. Проект моста был составлен инженером В.Д. Лата и дополнительно доработан известным инженером Л. Д. Проскуряковым. постройка моста производилась под наблюдением инженера Л.К. Валькевичем.  В сооружении моста участвовали инженеры Кельбер, Г. Н. Соловьёв.

Строительные работы выполнялись рабочими мостового цеха Александровского Южнорусского завода Брянского общества.

Мост был выдающимся для своего времени. Его упругая арка стала воплощением новой конструктивной логики, лёгкости и прочности металлических конструкций. Строительство моста началось в 1900 году, а в конце июня 1902 года мост был собран и опробован, но движение по мосту было открыто только пешеходное. Официально открытие моста состоялось в апреле 1904 года, когда он стал доступен и для гужевого транспорта. Железнодорожное движение было открыто 22 января 1908 года.

Инженеры в Германии восхищались талантом и высоким уровнем технологий русских конструкторов.

Из немецкого журнала для для архитекторов и инженеров-строителей «Deutsche Bauzeutung», 1911 год. Статья про мостостроение в Российской империи «Некоторые новые мосты из металлических конструкций в России, в особенности мост через Днепр вблизи Александровска»:

Из статьи: » В последнее время в России были построены несколько железных мостов значительных размеров. Особенно поучительным является большой мост, построенный в 1908 году через Днепр под Александровском…» 

Выдающимися мостами названы также: мост через Волгу в Казани, мост через Волгу в Ярославле, мост через Оку в Муроме, мост через Неву в Санкт-Петербурге.

Мостостроение в Российской империи. Промышленность в России до революции. Заводы и фабрики Российской империи.

Мостостроение в Российской империи. Промышленность в России до революции. Заводы и фабрики Российской империи.

Мостостроение в Российской империи. Промышленность в России до революции. Заводы и фабрики Российской империи.


Мостостроение в Российской империи. Промышленность в России до революции. Заводы и фабрики Российской империи.
Нижний ярус моста, автомобильный и пешеходный.

***

Мостостроение в Российской империи: Книга инженера-строителя Толчина А.И. «Постройка моста через реку Днепр у «Волчьего горла», 1911 год. (оцифрованная версия):

Мостостроение в Российской империи. Промышленность в России до революции. Заводы и фабрики Российской империи.

Из книги:



Мостостроение в Российской империи. Промышленность в России до революции. Заводы и фабрики Российской империи.


Мостостроение в Российской империи. Промышленность в России до революции. Заводы и фабрики Российской империи.
























Мостостроение в Российской империи. Промышленность в России до революции. Заводы и фабрики Российской империи.








Мостостроение в Российской империи. Промышленность в России до революции. Заводы и фабрики Российской империи.







Мостостроение в Российской империи. Промышленность в России до революции. Заводы и фабрики Российской империи.


С началом гражданской войны Кичкасский мост приобрёл стратегическое значение. По нему перевозились боеприпасы и войска, раненые и медикаменты, различная техника. Железнодорожное полотно моста несколько раз взрывали. Так, в ночь на 11 ноября 1919 года махновцами с Кичкасского моста были сняты рельсы и сожжён настил.

Самый серьёзный подрыв привёл к разрушению центральной части моста. Широко распространено мнение, что он был осуществлён махновцами. Этот эпизод упоминается в рассказе Максима Горького (1928). В мемуарах подполковника Добровольческой армии Василия Павлова указывается, что мост был взорван большевиками. В мемуарах участника Белого движения Н. А. Раевского упоминается, что большевики направили поезд с ранеными, мешавший маневрированию, на взорванный Кичкасский мост.

***



  1. Товарный паровоз о 5-ти осях Владикавказской жел.дороги.
  2. Стальные пароходные винты.
  3. Мост через р. Днепр в Екатеринославе.
  4. Полутонный паровой молот.
  5. Товарный паровоз о 6-осях Дуплекс Компаунд.
  6. Пассажирский вагон III кл.
  7. Фрезерный станок.
  8. Подъемный путевой кран.
  9. Водонапорная башня завода.
  10. Вагон-цистерна Американского типа на 1.500 пуд. керосина.
  11. Пассажирский паровоз о 5-ти осях сист. Компаунд.
  12. Двухшпиндельный фрезерный копировальный станок.
  13. Строгальный двухсуппортный станок.
  14. Стальные отливки.
  15. Товарный паровоз о 4-х осях сист. Компаунд.






***

Автор: charmingrussia.ru




Комментарии