Мода на Руси

         

Так какими же были наши предки, и как они выглядели? Неотёсанные лапотные полудикари, как пытались внушать нам многие годы? 
Совсем не так.  Мода на Руси всегда была связана с народными традициями и имела огромное значение. Русские женщины уделяли своему внешнему виду очень много времени. Удивительно, с какой тщательностью славяне украшали свои костюмы, сколько вышивки, сколько любви вкладывалось во всё рукотворное...
Русские платки, кружева, гжель, хохлома, городецкая игрушка, жостовская и палехская роспись, финифть - это и есть истоки русской души, сама суть русского человека.  Какой добротой и любовью веет от этого. Разве может такое создать грубый, злой народ? 



Модники дохристианской Руси следили не столько за модой как таковой, сколько за соблюдением своих и чужих телесных границ. Но при этом врожденное чувство прекрасного не могло не отразиться на их одежде, украшениях, обуви. Как показывают раскопки в Великом Новгороде, горожане не имели практически ни одной не украшенной вещи: все предметы быта и костюма так или иначе орнаментировались – либо вышивкой, либо резьбой, либо тиснением, любо ювелирными изделиями и мехом. Красота предметного мира и одежды древнерусского человека поражает воображение. Жаль только, что слишком малая часть этого пестрого нарядного мира доступна нашему взгляду сегодня, и, как показывает история, на это имеются, к сожалению, веские причины...

Русский национальный костюм стал менее распространён после того, как Пётр I в 1698 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Вначале было введено венгерское платье, а потом верхне-саксонское и французское, камзол и нижнее бельё — немецкие. Женщины должны были носить немецкое платье. Со всех, въезжающих в город в русской одежде и бороде брали пошлину: 40 копеек с пешего и 2 рубля с конного.

За 15 месяцев пребывания за рубежом Пётр многое повидал и многому научился. И после его возвращения 25 августа 1698 года началась его преобразовательная деятельность, направленная вначале на изменение внешних признаков, отличающих старославянский уклад жизни от западноевропейского. В Преображенском дворце Пётр вдруг стал резать бороды вельможам, и уже 29 августа 1698 года был издан знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с 1 сентября ношение бород.

За исполнением указов строго наблюдали, приверженцев старого костюма за неподчинение штрафовали. А спустя несколько лет за ношение русского платья и бороды нарушителям грозила ссылка на каторгу с конфискацией имущества.
Несмотря на угрозу "жестокого наказания", новые порядки с трудом приживались: бояре, дворяне, мелкий чиновный люд неохотно меняли привычки. А потому - продолжали шить и носить удобное русское платье. Накануне 1705 г., 22 декабря, Пётр I решил запретить не только ношение, но и пошив, и продажу платья русского покроя.

 -- «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов»........

Стоит напомнить, что "добрые европейцы" в те годы вовсю торговали рабами, колонизировали целые континенты и жили в феодальном строе. В самой Европе в 17-ом столетии произошли 22 гражданских и религиозных войны и та же Германия ещё не отошла от тридцатилетней гражданской и религиозной войны, в которой она "благодаря" "добрым" и побритым католическим и протестанским пасторам потеряла более 50% процентов населения.....http://de.wikipedia.org/wiki/Datei:The_Hanging_by_Jacques_Callot.jpg


– До петровских реформ и богатые барышни, и простые девушки носили практически одинаковые костюмы и использовали одну и ту же косметику, – рассказывает Ирина Ивановна Трубинова, старший научный сотрудник отдела истории Курского краеведческого  . – Моду диктовал, если можно так выразиться, знаменитый «Домострой», где прописывались все аспекты семейной жизни. После Петра I общество раскололось, и, соответственно, в разных направлениях стала двигаться и мода. Привилегированный класс стал ориентироваться на Францию, законодательницу мод, что тогда, что сейчас. Эта страна стала официальным дистрибьютором всей косметики в шкатулках благородных дам. Лишь во второй половине ХIХ века в России была основана знаменитая парфюмерная фабрика «Новая заря», отобравшая у французов пальму первенства. Правда, и её основал французский подданный Анри Брокар. В розницу одеколоны, масла и крема или, как их ещё называли, притирания, продавали в аптеках. — Особое внимание дамы уделяли лицу, плечам и рукам, — говорит Ирина Ивановна. — То есть тем местам, которые разрешалось показывать открытыми. Никакого загара, так как загореть можно, только работая в поле. Также ориентиром моды служили первые леди того времени, жёны и любовницы императоров. Когда же у престола стояла императрица, то не дай бог аристократке одеваться лучше неё. Но красоте девушки уделяли огромное внимания. Посмотрите на портреты Натальи Гончаровой, супруги Пушкина. Это же вылитая кукла Барби того времени!
Что касается девушек простых, то им приходилось обходиться народными средствами. Для лица применяли отвары петрушки, крапивы, мяты. Белёсого цвета добивались за счёт творога, простокваши и яичного белка. Нещадно изводили веснушки. Губы красили вишней или свёклой. Румянца добивались за счёт той же свёклы или моркови, а брови подводили сажей. Зимой, чтобы кожа не трескалась, девушки натирались гусиным жиром, а летом устраивали себе своеобразные spa-процедуры: умывались росой и даже валялись в ней обнажёнными. 

Интересно, а как же выглядели русские в глазах иностранцев? Обратим внимание на старинные рисунки и гравюры иностранных путешественников и художников:


Вернье. Гравюра "Русские крестьяне в национальных костюмах". Париж 1838г. Старинная гравюра из известного издания Жана-Мари Шопена о России из серии "Земля. История и описание всех народов" Шопен (Жан-Мари, Chopin, родился в 1795 г.) - был личным секретарем у князя Куракина, русского посланника при французском дворе; занимался литературой и историей славянских народов, главным образом русских.


Галичанка, Костромская Губерния. Из книги "Картины России и быт разноплеменных ея народов из путешествий П. П. Свиньина" 1840 год.


Одеяния жителей Москвы, из атласа "Description de l'Univers". Автор Ален Малле (Alain Mallet). Гравюра на меди. Отпечатано в 1685 году.


Народный костюм русских крестьян. 1858 год. Из журнала "Magasine Pittoresque"



Русское посольство в Регенсбурге в 1576 году. Немецкая гравюра XVI века. Немецкая раскрашенная гравюра на четырех листах с изображением посольства Ивана Грозного при дворе императора Максимилиана II в 1576 году. Судя по всему, художник рисовал церемонию встречи послов с натуры, поэтому гравюра считается очень ценным источником информации о русском костюме XVI века. 


Русский крестьянин из Московской Губернии. Литография рисунка 1840-43 г.г., немецкое переиздание книги Auguste Wahlen, "Moeurs, usages et costumes de tous les peuples du monde".


"Russie" ,цветная литография от Gaulard;  Firmin - Didot Paris , 1880 г.


"Russie" ,цветная литография от Gaulard;  Firmin - Didot Paris , 1880 г.



Крестьяне Олонецкой губернии из Петрозаводского и Вытягорского уездов. Литография. Париж. 1860-е годы. Предположительно финно-угры. Издательство Иосифа Фельтена (J. Velten) в Санкт-Петербурге. Отпечатан фирмой Лемерсье Жозеф-Роз в Париже.

Комментарии