Ремесло на Руси. Изразцовое искусство.




Ремесло на Руси всегда широко отражало народный быт, его обычаи и вкусы. Так же и изразцовое искусство. В основном его создавали безымянные народные мастера резьбы по дереву, гончары и живописцы, а также выходцы из ремесленников, работающих в маленьких гончарных мастерских, которых было великое множество по всему Русскому государству. Сюжетами для изразцов, изготовленных русскими мастерами, чаще всего служили моменты из окружающей их жизни, растительного и животного мира, из легенд и преданий, а также из схожих отраслей прикладного искусства, таких как резьба по белому камню, вышивка, набойка и кружева.


Впервые русское изразцовое искусство появилось на территории Древнего Киева X-XI веков, Старой Рязани и Владимира XII века. Здесь при раскопках археологи обнаружили первые русские изделия из керамики с покрытием из прозрачных многоцветных глазурей. Первыми образцами керамической плитки, создаваемой на территории Руси, можно назвать изразцы, производимые из красной глины, отличительным признаком которых являлся рельеф.



Изразец является достаточно сложной конструкцией, состоит которая из румпы и лицевой части. Так, румпа укреплялась на гончарном круге, а лицевая часть получала свой узор за счет использования специальной деревянной формы. Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие глазурью (ценинный изразец), или как терракотовый изразец, не иметь покрытия. Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. Часто изразцами ошибочно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне.


В прошлые века изразцами украшали не только внешние, но и внутренние покои зданий.
После завершения нанесения рисунка фон покрывался слоем глины, на который наносилась цветная эмаль. Изделия обжигали, наносили еще один слой глазури и снова обжигали, после чего плитку можно было использовать. Слово «изразец» образовалось от действия – «образить здание», как говорили в Древней Руси ремесленники.



Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле. Обрамление юго-западного угла основного объема храма.



Дом-особняк Н.В. Игумнова, Большая Якиманка, 43  (1888-1893, арх. Н.И. Поздеев)
Уникальная постройка в русском стиле - крупный купеческий особняк, в декор фасадов которого вплетено огромное количество разнообразных полихромных изразцов, выпущенных заводом М.С. Кузнецова.



Михайловский Сад в Петербурге. Изразцовая майолика, украшавшая некогда столбы ограды, была утеряна практически полностью. На место вернули 25 изразцов пяти видов.




Уже в  XV веке изразцы широко использовали в убранстве домов и жилых интерьеров. В этот период изготавливались в основном красные изразцы – плитки, которые были выполнены из красной глины, а лицевая сторона их имела рельефный рисунок. В те древние времена деревянные дома декорировали вставками из белого камня, на котором вырезали узоры. Изготавливать их было трудно и долго. Упрощая производство, гончары в XV в. начали делать штампы таких узоров из глины. После обжига получались довольно толстые глиняные рельефные пластины красного цвета, которые называли изразцами. При сочетании их с кирпичной кладкой казалось, что узор вырезан по кирпичу. Когда же красные изразцы белили, то создавалось впечатление, что узор вырезан из белого камня. Благодаря простоте изготовления рельефные красные изразцы получили широкое распространение.



Но вскоре красные изразцы постепенно начали вытесняться изделиями, получившими название муравленых.  Это название происходит от слова "мурава" - им в этот период обозначалась свинцовая глазурь, имевшая характерный зеленый цвет. Как мы уже заметили, использование подобной глазури впервые началось значительно раньше – она применялась для оформления глиняных изделий еще древнекиевскими мастерами. Расцвет муравленых изразцов пришелся на 17-й век, когда они начали широко использоваться как отделочный материал при оформлении фасадов зданий, в основном церковных, а также для облицовки печей и каминов. Лучшие образцы изделий подобного рода украшали многие русские храмы. Интересно, что ими не только покрывали главы храмов – изразцы использовались для создания надписей, которые располагались в виде фриза по наружной поверхности стен. Вторая половина XVII века известна производством терракотовых, зелёных (муравленых) и многоцветных изделий.




Один из немногих уцелевших изразцов на фасаде церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, в Ярославле. Все, что с такой любовью и талантом сделано нашими предками, изуродовано в годы советской власти.




В это время изразцы активно применяются в Ярославле и других городах Русского Государства для отделки фасадов зданий. Ярославские изразцовые мастера начали сразу изготавливать многоцветные плитки, минуя муравленые. Они в больших количествах производили изразцы-розетки, пояса, многоизразцовые клейма, антаблементы. Розетки своими изображениями похожи на московские, остальные изделия довольно самобытны, существенно отличаются от московских как изображениями, так и оттенками эмалей.




Изразец западной стороны крыльца храма Иоанна Предтечи, что на Волге, в Ярославской области.

В Ярославле изразцовое искусство достигает особых высот. Семнадцатый век становится для него золотым. В это время Ярославль приобретает те неповторимые черты, которые на века стали его отличительной особенностью. В то время в городе было семь монастырей и 50 храмов. Массивные церкви из красного кирпича, увенчанные зелеными главами, с устремленными ввысь стройными колокольнями, соревнуясь в красоте и монументальности, встали в одну линию на высоком берегу реки. Богатые изразцовые узоры многоцветным полотном покрывали стены соборов, наличники окон, барабаны куполов. Такие храмы как Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста, Николая Мокрого отличаются особым богатством и разнообразию изразцовой кладки. Некоторые уникальные ярославские соборы вошли в списки всемирного наследия Юнеско.








Слева: многоцветный эмалевый изразец с розеткой, на церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, постр. 1671 - 1687 г.г. в Ярославле.

Справа: многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображением розетки, на церкви Николы Мокрого, постр. 1672 г. в Ярославле.



Фрагмент стены Церкви в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, постр. 1671 - 1687 г.г. в Ярославле.
Храм не взорвали при большевиках, однако рядом с ним построили промышленное предприятие, которое портило её своими грязными выбросами.  В 1931 году богослужения здесь прекратились. В 1936 году завод «Победа рабочих» включил здание храма в свою территорию. В нем устроили склад для зерна, а галерею использовали для хранения сыпучих красителей, кислот, карбида, что не могло не сказаться и на фресках храма.



Часть отделки стены в Церкви Ильи Пророка в Ярославле. 


В странах Европы изразцы известны начиная с VIII века, но широкое распространение получили лишь в XV—XVI веках. В Германии, Голландии и Швейцарии были известны главным образом белые изразцы с синим рисунком.

Почему-то принято считать что изразцовое ремесло появилось в России с началом царствования Петра I, но ещё до рождения Петра I и начала царствования династии Романовых на Руси было очень развито гончарное ремесло и непосредственно изготовление керамических изделий. Но, как ак мы знаем, Петр I был большой любитель европейской культуры и всячески старался переписать историю древней Руси. Приведём несколько доказательств.

Многоцветные изразцы с рельефной поверхностью стали изготавливать в XV-XVI веках в городах, расположенных рядом с Москвой. В самой столице многоцветные изразцы с рельефной поверхностью впервые использовались в декоре церкви Троицы в Никитниках (1635-1653 года).
Вероятнее всего, они были выполнены в Калуге, так как изготовлены из светлой желто-розовой глины, которая характера именно для этого производства. По предположениям, богатый купец Никитин вызвал в Калугу мастера из Беларуси, который знал секреты приготовления цветных эмалей. Возможно, в тот период и началось вовлечение мастеров из Беларуси в русское производство изразцов, которое впоследствии расширил патриарх Никон.

Из Беларуси были переселены опытные мастера-изразечники, которые в 1654 г. стали делать изразцы для украшения Иверского Валдайского монастыря, в 1658 г. — Воскресенского Новоиерусалимского. После низложения патриарха Никона новоиерусалимских мастеров перевели в Москву. С 1666 г. они, как и московские гончары, жили в Гончарной слободе, где и перенимали друг у друга секреты ремесла.




Известным гончаром Москвы в XVII в. был белорусский мастер Степан Иванов по прозвищу Полубес, который изготовлял  керамические поливные изразцы с многоцветным узором для Храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Изразцовый фриз, так называемое "павлинье око" — наиболее известная особенность великолепного убранства храма выполненое Степаном Ивановым и Игнатом Максимовым и другими белорусскими мастерами. На украшение храма пошло 9 тысяч изразцов. Краски их до сегодняшнего дня сохранили свою первоначальную яркость.



Недалеко от Москвы, на берегу озера стоит Иосифо-Волоколамский монастырь. Все архитектурные сооружения этой старинной крепости опоясаны изразцовыми поясами, где керамические печати былых времен запечатлели в себе часть истории человечества.


Из  мастеров, которые в конце XVII в. клали печи в Москве и изготавливали для их украшения изразцы, известным был также "Ивашка Семенов сын Денежка". О выполненных им заказах сохранилось много сведений. Выписка из документа, хранящегося в Российском Центральном государственном архиве древних актов, на основании которого составлена эта задача:
В 1683 г. И. Денежка "уговорился сделать в хоромах государынь царевен в 3 комнатах да в крестовой ( молельной ) 4 печи ценинных круглых, да в мыленке печь ценинную ж, да под теми хоромами в подклетах и в теплых сенях 4 печи зеленые... Ивашку дать за ценинный образец по шти денги, а за зеленые по четыре денги". Денга — монетка, равная 0,5 коп. Следовательно, "шти денги", которые заплатили И. Денежке за ценинный изразец, есть 6 денег = 3 коп., а за муравленый — 4 денги = 2 коп.



На изразцовых керамических плитках стали изображать богатырей, мифических животных, затейливые узоры с цветами. И, как правило, изображение рисовалось на зеленом фоне. Цветными орнаментами опоясывали купола церквей, окна, карнизы, порталы входов в здание.

Ведущее начало в изготовлении новых изразцов принадлежало мастерам резьбы по дереву, которые изготавливали формы, а цветовые решения выполняли гончары. Чаще всего, изразцы с одним и тем же рисунком имели множество вариантов раскраски. Этот новый вид многоцветных изразцов, которые называли ценинными или фряжскими, как нельзя лучше отвечал вкусам тех времен. Данные изразцы отлично сочетались с пышностью декора культовых и светских зданий "узорочьем", которое широко было распространено в XVII веке.
Производить их стали в начале 1655 года, когда появились печные изразцы, выделанные гончаром Игнатом Максимовым из добрых глин, добытых в районе села Богородицына. Эти изразцы использовали в самом монастыре, а также Никон рассылал их как подношения. Иногда изразцы продавали. В начале 70-х годов многоцветные изразцы стали изготавливаться в московской гончарной слободе. В скором времени работы мастеров Москвы и Беларуси тесно переплелись между собой и стали практически не различимы. На провинциальных производствах многоцветные изразцовые плитки стали изготавливать в последней четверти XVII века.


Центром  древнерусского интерьера во второй половине XVII столетия считалась печь, облицованная изразцами, а одним из основных элементов декора являлись изразцовые украшения церквей и колоколен. Многоцветная керамическая плитка с рельефной поверхностью органично сочетала красоту и богатство, делая декор из изразца главным элементом представления эстетики людей того времени.


Печь, облицованная рельефными изразцами. 80-е годы 17 века. Преображенская церковь Новодевичьего монастыря в Москве.



Если в Европе изразцы изготавливались в основном для украшения интерьеров, то в России их использовали и как материал, способный длительное время удерживать тепло от каминов и печей. Изготовить печные изразцы было намного труднее, чем черепицу или плиты для вымостки полов. Исследования показывают, что первые изразцы на Руси были произведены из такой же глины, какой обмазывалась печь, а внешне напоминали глиняные горшки: они так и назывались – горшковые.


Изготовление изразцов представляет собой трудоемкий и длительный процесс. Вначале делали специальные формы для отображения рельефа картинки. Потом туда укладывалась сырая глина. Для того чтобы на изразцах при сушке не образовывались трещины, приходилось заготовки постоянно перекладывать и увлажнять слишком сухие места. Как только заготовка была просушена, ее обжигали в горячей печи. В результате получалась керамика однотонного цвета с выпуклым рельефным узором. Цветная эмаль варилось отдельно, пока изготавливались заготовки. Потом мастера кисточками из мягкого ворса белки наносили ее на изразцы. Разноцветную эмаль готовили на основе неорганических пигментов.

Искусство керамики очень тонкое дело. Итог работы зависел и от самой глины, и от того как были уложены дрова в печи, и от самого рисунка на изразце. Иногда случайная неожиданная помеха была виновницей новой удачной гаммы оттенков, которые придавали особенную живописность сооружениям архитектуры прошлых веков.

В то время применяли в основном пять тонов окраски: белый, желтый, синий, зеленый и коричневый. После завершения художественных работ разукрашенный керамический изразец сушили и опять обжигали. Только на этот раз печь наглухо замуровывали. Чтобы плитка не растрескалась от резкой смены температуры, мастер ждал до полного остывания печи и только затем разламывал ее. Порой печка показывала сюрпризы, так вместо зеленого фона обнаруживался желтый или синий. Возникали оттенки новых цветов, изменялись контуры очертания рисунков.

С XVII столетия изготовление плиток становится поистине народным промыслом, который расцветает в нескольких городах. Именно они и становятся центрами промышленного изготовления изразцов.



XVIII век стал временем расцвета производства изразцов в Москве. В этом веке соборы, дворцы и служебные помещения возводили, используя только три строительных материала — кирпич, белый камень и изразцы, но выглядели здания столь нарядно, что стиль, в котором они были построены, архитекторы назвали "узорочье".









Крутицкое подворье в Москве. Окна надвратного терема. Вид с севера.


При восстановлении старых памятников архитектуры необходимо получить керамические изразцы определенного цвета, размера и формы. Но изготовить их из обычных гончарных материалов не так-то просто. Да и обойдется это не дешево, ведь большое количество изразцов приходится делать заново, чтобы полностью восстановить ансамбль архитектурного украшения. Если просто наносить на выцветший рисунок масляные краски, то получится грубый и ляповатый узор. Поэтому реставраторы вместо глиняной заготовки используют цементную. На нее наносят тонкий слой эпоксидной смолы с добавлением красителей (земляные краски), а потом рисуют узоры. При таком методе сохраняется необходимый тон красителя, если дозировка правильно подобрана.





Новое в русском изразцовом искусстве стало появляться в первой четверти XVIII века – это изразцы с гладкой поверхностью. Впервые они появились в Петербурге. Петр I при строительстве заложенного им в 1703 году города, лично принимал участие в организации выпуска изразцов для отделки печей нового типа. Во время поездки в Голландию он познакомился с дельфтской расписной керамикой, и настойчиво потребовал замены древних многоцветных изразцов. Петром I в 1709 году в Ново-Иерусалимский монастырь были присланы два пленных шведа, которые должны были там организовать производство расписных изразцов с гладкой поверхностью.

Но одобрения изготовленные шведами образцы не получили. После чего в Голландию были посланы русские мастера, которым надлежало там обучиться кафельному делу. Русские гончарные мастера прошли обучение в Голландии и в совершенстве стали владеть техникой иноземной росписи.

Древние московские мастера не пожелали отставать от новшеств, введенных Петром I, и тоже стали изготавливать изразцы с гладкой поверхность и с синей росписью на них, в которой, как и в сюжетах, влияние Голландии было незначительным. Долгое время, особенно в провинции, наблюдалось применение одного из видов изразцов московских мастеров с синей сюжетной росписью и пояснительной надписью.

Но деятельность гончаров Москвы и Петербурга вскоре стала различаться. По всей видимости, одноцветная синяя роспись не пришлась по вкусу жителям древней столицы, и мастера решили перейти на полихромию. Где-то в 40-х годах XVIII века в Москве стал складываться новый вид многоцветных сюжетных изразцов с росписью. Такие изразцы изготавливались в середине и во второй половине XVIII столетия в центральной части России. Их лицевая пластина была прямоугольной формы, а румпа отступала от краев. Для росписи этих изразцов использовали 5 цветов глазурей: белую, желтую, коричневую, зеленую и синюю.

ХIХ век связан с широким распространением производства. Так, появляется большой ассортимент плиток, и они отличаются не только стоимостью, но и художественной ценностью. Кафельное производство в России напрямую связано с именем князя Меньшикова, первый завод по изготовлению изразцов был открыт им в Стрельне, потому неудивительно, что именно его дворец был отделан самыми лучшими панно. Здесь можно было увидеть различные пейзажи, библейские сцены, растительные мотивы, портреты и всё это было выполнено на кафеле наилучшего качества. Более того, во дворце Меньшикова имелись целые комнаты, отделанные изразцами – ими были покрыты не только камины и печи, плитка украшала всю площадь стен, а иногда и потолков.

До наших дней сохранились первые печи, отделанные расписными изразцовыми плитками нового типа, во дворце-музее Петра I и дворце Меньшикова на Васильевском острове. Их изготавливали на кирпичных заводах в Петербурге обученные в Голландии мастера, которых называли живописцами, тогда им и стало принадлежать ведущее начало в изготовлении изразцов, а не мастерам резьбы по дереву, как было раньше.


Изразцовая (кафельная) печь в летнем дворце Петра I


Для того, чтобы изготавливать гладкие печные изразцы, или, как их стали называть, кафели, уже не нужна была резная форма из дерева. Ровную поверхность изразца покрывали белой эмалью, потом наносили на нее роспись и обжигали без нанесения красок. При втором обжиге эмали расправлялись и одновременно делали вплавление росписи.  Для печей XVIII века характерно то, что сюжеты настенных изразцов в их облицовке не повторялись. Одинаковыми были только изразцы, на которых изображались отдельные предметы – вазы, плоды или букеты.

В 1917 году происходит революция, после которой многие виды искусств претерпевают большие изменения, в том числе и изразцовое искусство. Конструктивизм и пролетарские мотивы вытесняют русские узоры. В керамике начинают применяться различные производственные сюжеты, трудовые люди, не менее редко изображается и природа, но без каких-либо художественных изысков.

Комментарии

  1. Какая все же красота! Вот это искусство надо нести в массы! Я видел как восстановили фасады в воронежской области. Можно здесь посмотреть: https://kariatidaart.ru/lepnina/montazh-lepnogo-dekora/

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за статью. Очень интересно. Я правильно понял, что гладкие изразцы (кафели) стали делать без румпы? Каким образом их тогда крепили?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вам спасибо за отзыв. Гладкие изразцы XVIII века, когда они появились в России, делали с румпой (насколько известно), а вот современные делаются зачастую без румпы, т.к. современные клеящие материалы позволяют это делать. По внешним данным эти изразцы ничем не отличаются от старинных, но для отопительных конструкций они свои функции не оправдывают. За счет румпы изразец в два раза толще керамической плитки, а хорошо протопленная печь, отделанная изразцами с румпой, способна равномерно отдавать тепло в течение суток.

      Удалить

Отправить комментарий