Первые авиаторы России.


Авиатор. Российская империя. На фото предположительно один из братьев Ефимовых.

3 декабря 1870 года было создано Русское общество воздухоплавания. А через пять лет Дмитрий Менделеев на заседании Русского физико-химического общества предложил свой проект аэростата с герметически закрывающейся гондолой для высотных полетов. В 1880 году по его инициативе при Русском техническом обществе был создан воздухоплавательный отдел.
Возникновение воздухоплавательного и самолетостроения в России связано и с организацией в 1908 в Петербурге Всероссийского аэроклуба (имел отделения на Дальнем Востоке, в Иркутске, Оренбурге, Нижнем Новгороде). В 1910 году на международной авиационной неделе в Петербурге Н. Е. Попов установил мировые рекорды продолжительности (2 ч 04 мин) и высоты (600 м) полётов. В 1911 состоялся перелёт из Петербурга в Москву за 1 день (участвовало 12 лётчиков, победитель А. А. Васильев). До 1914 года русские лётчики установили 10 мировых рекордов продолжительности, дальности и высоты полётов.

К 1913 году был создан "Русский Витязь" - первый в мире четырёхмоторный самолёт. 2 августа 1913 года был установлен мировой рекорд продолжительности полёта - 1 час 54 минут. Самолёт был рассчитан на безостановочный перелёт до 2.500 вёрст.  Позже, в результате доработки появился "Илья Муромец" - ставший первым в мире пассажирским самолётом.



М. Н. Ефимов во время войны

Михаил Никифорович Ефимов (13 ноября 1881, деревня Дуброва Владимирской волости Смоленского уезда Смоленской губернии (сегодня — деревня Аполье, Смоленский район (Смоленская область)) — 11 августа 1919, Одесса) — первый русский авиатор, известный спортсмен начала XX века.

Родился М.Н.Ефимов в семье крестьянина. Вскоре семья переезжает в Одессу, с которой и будет связана вся дальнейшая жизнь братьев Ефимовых — Владимира, Михаила и Тимофея. Отец Михаила, Никифор Ефимов, в Одессе устроился работать слесарем, его сыновья — Владимир, Михаил и Тимофей — пошли учиться в Одесское железнодорожное техническое училище. Все братья впоследствии стали известными авиаторами своего времени. Ещё во время учёбы Михаил увлекся велоспортом, неоднократно завоевывал призы. Работал электриком на телеграфе. В 1907 году приобрел мотоцикл марки "Пежо". В 1908 и 1909 годах становился чемпионом России по мотоциклетному спорту.




Лётчики Н. Е. Попов и М. Н. Ефимов во время полётов во Франции, 1910 год


21 марта 1910 года в Одессе состоялся первый полёт Михаила Ефимова в присутствии публики (100 тысяч человек), аэродромом послужило поле Одесского ипподрома. В тот день М. Ефимов поднимался в воздух пять раз, выполнив три круга на высоте 50 метров и два полёта с пассажирами. Полёты были осуществлены на аэроплане «Фарман-IV». Это были первые публичные полеты на территории Российской империи, заложившие начало развития отечественной авиации. После приземления на Михаила Никифоровича Ефимова был надет лавровый венок с надписью: "Первому русскому авиатору".


Уроженец Тамбовской губернии, победитель перелёта Петербург-Москва в 1911 году, Александр Алексеевич Васильев. Родился 24 августа 1882 года в деревне Марьевка (село Преображенское) Темниковского уезда Тамбовской губернии. В Петербурге, наблюдая за демонстрационными полётами российских и зарубежных авиаторов, вдохновился желанием научиться летать. Поехав во Францию, Александр Васильев поступил в авиашколу Блерио в Этампе и через некоторое время (19 сентября 1910 года) получил диплом пилота под № 225. Как преуспевшего в полётах, его оставили в школе инструктором. Немного поработав там, Васильев вернулся в Россию и стал совершать показательные полёты во многих городах, в том числе Тамбове и Козлове.  8 мая 1911 года его самолёт «Блерио», доставленный на железнодорожную станцию Тамбова, перевезли на лошадях в район Варваринской площади (ныне Первомайская площадь). К этому моменту там уже были возведены трибуны для зрителей. Взлетев, Васильев поднялся на высоту 30–50 метров и совершил несколько кругов над спортивным полем, городом и вдоль реки Цны. С этого памятного дня интерес к авиации у тамбовчан начал постоянно возрастать. В газете «Народная нива» от 15 мая 1911 года был опубликован материал о полётах А. А. Васильева над землёй тамбовской. В июле 1911 года он участвовал в знаменитом перелёте Петербург-Москва. 




Яков Иванович Серов-Седов (1878–1964)

Будущий авиатор родился в деревне Маково Калужской губернии в семье крестьян Ивана Фомича и Анны Ивановны Серовых. В 1891 году Яков поступил в Одесское ремесленное училище. Окончив его, в 1895 м устраивается смазчиком в Русское Общество пароходства и торговли (РОПиТ) на портовый ледокол "Полезный". Затем трудился машинистом в механических мастерских РОПиТа, далее (1908–1910) — водителем у помещика Вержейского. Активно занимался вело- и автоспортом.



Пётр Николаевич Нестеров (15 [27] февраля 1887 — 26 августа [8 сентября] 1914) — русский военный лётчик, штабс-капитан. Родился в Нижнем Новгороде в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса Николая Фёдоровича Нестерова (1863—1890). Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова). Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран.



Сергей Исаевич Уточкин (30 июня [12 июля] 1876, Одесса — 31 декабря 1915 [13 января 1916], Петроград) — один из первых русских авиаторов и лётчиков-испытателей; многосторонний и талантливый спортсмен — фехтовальщик, пловец, яхтсмен, боксер, футболист, вело-, мото- и автогонщик начала XX века. Велики заслуги Уточкина в популяризации авиации в России в 1910—1914 годы. Совершил десятки демонстрационных полётов во многих городах Российской империи.

Родился 12 июля (30 июня по старому стилю) 1876 года в Одессе, по адресу переулок Успенский дом 23. В церковной книге Успенской церкви Херсонской духовной консистории в Одессе сделана запись: "У одесского 2-й гильдии купца Исая Кузьмича сына Уточкина и его законной жены Аустиньи Стефановны, оба православные, родился сын Сергей."



Журнал "Природа и Люди", № 15, 1913 г.


Международная выставка новейших изобретений, при участии Всероссийского Аэро-Клуба в Михайловском Манеже. Апрель-Июнь 1909 года.




В октябре 1910 г. в Московском Обществе Воздухоплавания (МОВ) впервые возникла мысль организовать перелет Петербург—Москва с участием видных русских и иностранных авиаторов. 23 ноября на заседании спортивного комитета при обсуждении плана на 1911 г. перелет включили в список важнейших спортивных мероприятий.

Авиаперелёт Петербург - Москва, организованный Императорским Российским Аэроклубом в июле 1911 году, являлся на тот момент "колоссальным шагом вперёд в нашей молодой авиации". Инициатором перелёта был известный аэронавт, полковник С.И.Одинцов. В феврале 1911 года образовался организационный комитет перелёта, почётное председательство в котором принял на себя Великий князь Александр Михайлович, а Председателем комитета был избран тогдашний председатель Государственной Думы А.И.Гучков. Из государственной казны на проведение перелета было ассигновано 100.000 рублей.

 Оргкомитет огласил «особые условия» перелета: в нем могли участвовать только русские авиаторы. Лететь следовало по строго определенному маршруту Петербург—Новгород—Валдай—Вышний Волочек—Тверь—Москва (Ходынское поле) и только днем — с 4 часов утра до 8 часов вечера.

На участие в переедете записались 12 летчиков: А.А.Агафонов («Фарман», «Гном» 50 л.с.), А.А.Васильев («Блерио», «Гном» 50 л.с.), Т.Н.Ефимов («Блерио», «Гном» 50 л.с.), М.Ф.де-Кампо-Сципио («Моран», «Гном» 50 л.с.), Н.Д.Костин («Фарман», «Гном» 50 л.с.), М.Г.Лерхе («Этрих», «Даймлер» 65 л.с.), Б.С.Масленников («Фарман-militaire», «Гном» 50 л.с.), В.А.Слюсаренко («Фарман», «Гном» 50 л.с.), А.Н.Срединский («Фарман-militaire», «Гном» 50 л.с.), С.И.Уточкин («Блерио», «Гном» 50 л.с.), В.Н.Эристов («Блерио XI 2Ыз», «Гном» 50 л.с.), Г.В.Янковский («Блерио», «Гном» 50 л.с.). Костин, Сре-динский, Слюсаренко, Агафонов, Эристов и Масленников собирались лететь с пассажирами, остальные — в одиночку. Конструкторский приз оспаривали: Масленников на «Фармане» собственной постройки, Слюсаренко, Агафонов и Эристов — на аэропланах фирмы «Гамаюн». Самолеты других участников были заграничными.

Из 12 заявленных участников взлететь в точке старта удалось лишь 9, среди которых были и экипажи с пассажиром. До финиша на Ходынском поле в Москве долетел только один человек. Один участник перелета погиб, еще один получил очень тяжелые травмы и увечья, которые через несколько лет привели его к смерти в расцвете лет. Двое отказались от перелета, а все остальные заработали повреждения аппаратов, и еще травмы разной тяжести.

Победитель перелета, преодолев расстояние в 725 километров, прилетел в Москву за 24 часа 41 минуту, но фактически пробыл при этом в воздухе только 9,5 часов, остальное время он провел на земле, ремонтируя и заправляя аппарат, а также немного отдыхая и восстанавливая силы. Этим единственным человеком, успешно завершившим первый в истории авиации России перелет из Петербурга в Москву, стал русский авиатор Александр Алексеевич Васильев (1882—1918) на аппарате «Блерио XI» (мотор – «Гном»).


Участники перелёта Янковский Г.В., Уточкин С.Н., Масляников Б.С., Васильев А.В., Лерхе М.Г., Агафонов А.А., Кампо — Сципио М.Ф., Костин Н.Д., Слюсаренко В.В.









Санкт-Петербургская Авиационная неделя 1910 года.

10 апреля 1910 г. в Канцелярию дворцового коменданта генерал-адъютанта В.А. Дедюлина поступило прошение от инициатора и главного устроителя первой в России Авиационной недели коллежского советника П.П. Бекеля. В нем сообщалось, что под покровительством Императорского Всероссийского аэроклуба с 25 апреля по 2 мая на Коломяжском ипподроме Санкт-Петербургский авиационный комитет устраивает Авиационную неделю по примеру

подобных за границей. В состязаниях планируется участие шести первоклассных авиаторов, а именно: на аэроплане типа «Райт» - россиянин Попов, на «Фарманах» бельгиец Христианс и швейцарец Эдмонд, на «Блерио» - француз Моран, на аппарате типа «Антуанет» - немец Винцерс, на «Вуазене» - баронесса де Ларош из Франции.

Учитывая ажиотажный интерес населения Санкт-Петербурга к готовящимся соревнованиям, подробности о подготовке и порядке проведения Авиационной недели получили всестороннее освещение в периодической печати города.






Первый Всероссийский праздник воздухоплавания на Комендантском аэродроме 8 сентября 1910 года.


Огромную роль в пропаганде идеи воздушного транспорта, сыграл всероссийский праздник воздухоплавания в Петербурге, устроенный осенью 1910 года. Этот праздник тщательно и долго подготовлялся специальной комиссией Всероссийского аэроклуба. В результате праздник вылился в грандиозный для того времени конкурс авиаторов.

Всероссийский праздник воздухоплавания был организован Императорским Всероссийским Аэроклубом при участии почти всех наиболее известных современных русских летунов во главе с европейски известным авиатором Ефимовым. Видное участие в празднике русской авиации приняли пионеры русского воздушного военного флота, авиаторы-офицеры: Руднев, Мациевич, Ульянин, Пиотровский, Матыевич-Мацеевич. Полеты их были так удачны, что вызвали единодушный восторг публики, переполняющий новый аэродром Т-ва "Крылья" на Комендантском поле, по соседству с Коломяжскими скачками, где весною происходили торжества памятной "Авиационной недели".

Молебен перед открытием праздника

Зрители на празднике воздухоплавания

Группа зрителей на трибуне аэродрома

Группа зрителей во время праздника

Группа зрителей и летчиков (среди них летчик С.Уточкин с сыном)


Авиатор С.И.Уточкин в аэроплане перед полетом во время праздника

Авиатор М.Н.Ефимов с пассажиркой на биплане перед началом полета

Группа авиаторов у аэроплана в центре М.Н.Ефимов, 1-й слева Л.М.Мациевич

Группа авиаторов у аэроплана (в центре великий князь Николай Михайлович)

Группа авиаторов на аэродроме (в центре в шинели - великий князь Сергей Михайлович)

***

Зарождение авиационной промышленности вызвало усиление научно-исследовательской работы в области авиации, а блестящие успехи Жуковского, Чаплыгина и других корифеев русской авиационной мысли способствовали развитию первых авиационных заводов.


15 августа 1910 года «Россия-А» прошла первые летные испытания. На Гатчинский аэродром приехали из Петербурга инженеры, строившие этот самолет: директор завода С. С. Щетинин заведующий производством Дыбчинский, конструкторы Ребиков и Б. Н. Воробьев.

Самолет «Россия-А» был тепло встречен авиационными кругами страны. Еще до прохождения летных испытаний он получил весной 1910 года на III международной автомобильной выставке в Петербурге награду - серебряную медаль военного министерства и был куплен Всероссийским императорским аэроклубом. Стоимость русского летательного аппарата была почти в полтора раза меньше стоимости иностранных аэропланов, и если Фарман продавал свои аппараты за 14 тысяч рублей, то за «Россию-А» Всероссийский аэроклуб заплатил заводу всего лишь 9 тысяч рублей.

Успех первенца русской авиапромышленности окрылил русских самолетостроителей. За бипланом «Россия-А» завод Щетинина выпустил моноплан «Россия-Б», а затем аэросани системы инженера Б. В. Воробьева, аэроплан оригинальной конструкции капитана С. А. Ульянина, воздушные змеи его же конструкции.

Журнал "Природа и Люди", № 45, 1913 г.

Начало русской тяжелой авиации было положено в 1911-1913 годах, когда был создан "Русский Витязь" - ПЕРВЫЙ В МИРЕ четырёхмоторный самолёт . Создан Игорем Ивановичем Сикорским (1889—1972) в качестве опытного самолёта для стратегической разведки. Предусматривалось размещение как двух, так и четырёх моторов.
2 августа 1913 года был установлен мировой рекорд продолжительности полёта - 1 час 54 минут. Самолёт был рассчитан на безостановочный перелёт до 2.500 вёрст.  Позже, в результате доработки появился "Илья Муромец" - ставший ПЕРВЫМ В МИРЕ пассажирским самолётом.


Журнал "Природа и Люди", № 48, 1913 г.

Журнал "Природа и Люди", № 45, 1913 г.


Биплан "Илья Муромец" на понтонах. 1914 год.

Игорь Иванович Сикорский (1889 — 1972) родился в семье медиков. Отец — Иван Алексеевич, был известным психиатром, профессором Киевского университета, ведущим специалистом по лечению заикания. Мать — Мария Стефановна (урождённая Темрюк-Черкасова), работала врачом-терапевтом.Молодой Сикорский получил среднее образование в одной из классических гимназий Киева, в 1903 — 1906 гг. учился в Петербургском морском училище (Морском кадетском корпусе), которое готовило кадры для флота.





Николай Кириллович Кокорин родился 20 мая 1889 года в деревне Лом Казанского уезда Казанской губернии (ныне — Хлебниковское сельское поселение Мари-Турекского района Республики Марий Эл). Окончил церковно-приходскую школу.

С 23 декабря 1910 года вступил в воинскую службу рядовым в Вислинскую речную минную роту. 5 ноября 1911 года был направлен на учёбу в в Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота. Вначале его направили на курсы мотористов, но после настойчивых рапортов он был направлен в 5-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Там он был направлен в Севастопольскую лётную школу. 2 октября 1914 года сдав пилотский экзамен, Кокорин получил звание летчика и диплом пилота-авиатора и был назначен в 4-й корпусной авиаотряд. В течение первого полугодия 1915 года Кокорин не раз выполнял рискованные разведывательные полёты над позициями противнника. За ряд таких полётов он был удостоен награждением знаком отличия военного ордена 4-й степени (Георгиевским крестом).

Евгений Владимирович Руднев родился 27-го августа 1886 года в Плоцкой губернии, отец был ротмистром. В 1907 году окончил Николаевское инженерное училище, затем офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка и получил чин поручика. После непродолжительной службы в Новогеоргиевском крепостном воздухоплавательном отделении его отозвали в Петербург, направили в пригородную Гатчину для обучения полетам на аэроплане. Со временем он стал одним из лучших авиаинструкторов дореволюционной России. Готовил военных летчиков, участвовал в окружных маневрах, испытывал самолеты. Написал книгу "Практика полетов на аэропланах", где среди прочего изложил теорию техники пилотирования. Писал, в частности: "…Многие говорят, что головоломные трюки бесполезны в серьезной авиации. По-моему, они глубоко ошибаются".

С началом Первой мировой войны Руднев уже в чине штабс-капитана командирован на Комендантский аэродром для освоения четырехмоторного воздушного гиганта-бомбардировщика "Илья Муромец". За время боевых действий (до октября 1915 года) Евгений Руднев совершил 157 вылетов, был удостоен ордена Станислава с мечами и бантом, получил Георгиевское оружие. В октябре 1915 года прикомандирован к авиазаводу для наблюдения за постройкой аппарата инженера Слесарева.



Автор: charmingrussia.ru

Комментарии