Уничтоженная святыня. Костромской кремль.
Вид на Кострому до революции.
В 1933 году президиум горсовета постановил снести церкви соборной группы. Успенский собор был взорван 8 июля 1934 года, вскоре погиб и Богоявленский. Весной
1934 г. костромской горисполком продал соборный ансамбль для разборки
на кирпич и щебень "Льнокомбинатстрою" - организации, руководившей
строительством льнокомбината им. Зворыкина.
Первое упоминание о Костроме в летописях относится к 1213 году, но традиция (сложившаяся уже в ХХ веке, однако восходящая к трудам В.Н. Татищева) полагает временем основания Костромы 1152 год. В середине XIII века, когда возобновленный после монголо-татарского разорения город стал центром удельного княжества, здесь, на левом берегу Волги у впадения в нее реки Сулы, уже стоял первый Костромской кремль (в районе пересечения современных улиц Пятницкой и Островского) с соборным храмом во имя святого великомученика Феодора Стратилата. Устройство этого храма связывают с именем великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича, названного в крещении Феодором.
Построение этой, тогда, быть может, первой или единственной в городе Костроме церкви соборной вероятнее приписывать самому Ярославу Всеволодовичу в том предположении, что он, при святом крещении названный Феодором, так наименовал ее в честь своего ангела, ибо история представляет немало примеров того, что русские князья и цари при основании новых городов сооружали церкви во имя ангела своего (например, Юрий Долгорукий – во Владимире на Клязьме, Юрий Всеволодович – в Юрьевце Поволжском, князь тверской Михаил Александрович – в Твери, и другие, также царь Петр Великий – в Петербурге). Основанный невдалеке от устья реки Костромы в такой местности, которая несколько возвышеннее окрестностей, город Кострома Ярославом Всеволодовичем (+1246 год) затем был дан в удел последнему из девяти сыновей его Василию, так называемому мизинному, при самом его рождении в 1241 году, и к нему же в 1272 году перешло звание великого князя.
И.В. Баженов, "Костромской кремль"
Костромской кремль. Литография из книги протоиерея Павла Островского "Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора" (1855 год). Слева направо: Успенский собор, колокольня, Богоявленский собор, соборные дома, от домов к беседке на берегу Волги – малый бульвар.
В 1913 году священник (впоследствии протоиерей) Димитрий Лебедев так описывал Костромской кремль:
В 1913 году священник (впоследствии протоиерей) Димитрий Лебедев так описывал Костромской кремль:
В настоящее время площадь, занимаемая соборными зданиями, есть самое лучшее в целом городе, самое центральное и вместе живописное место. Песчаный крутояр, выдавшийся из самой средины города, возвышенный над берегом Волги четырехсаженной каменной оградой, на котором издали виднеется белая группа массивных соборных зданий, блещущих золотыми главами, граничит с юго-восточной стороны с красивой, тянущейся по сохранившемуся древнему земляному валу аллеей малого бульвара, усаженной высокими деревьями. С северо-восточной стороны отделяет соборную площадь от города, вместо прежнего кремлевского вала и рва, английский сад и большой бульвар; с северо-западной стороны над крутым оврагом разбита ровная площадь, обнесенная балюстрадой. На эту площадь с северо-западной же стороны Гостиного двора идет главный въезд через мощеную насыпь, устроенную над рвом, окружающим в прежнее время земляные валы. Другой въезд ведет с восточной стороны из Нижнедебринской и Ильинской улиц отлогой дорогой между малым бульваром, разбитым на оставшемся юго-восточном кремлевском валу, и большим городским садом. Таким образом, малый бульвар, городской сад и площадь над оврагом, занятым овощными лавками, точно так же, как и прежние валы, совершенно отделяют соборный участок или кремль от города и делают это место среди города как бы красивой цитаделью, величественно возвышающейся над Волгой. На этом-то во всех отношениях прекрасном и возвышенном от Волги месте, ровном со стороны города и совершенно безопасном на случай пожара, и красуется костромской кафедральный древний Успенский собор, славный не столько сам по себе, сколько своей великой древней святыней, чудотворным образом иконы Божией Матери. Против святых ворот в соборную ограду с северной стороны от Успенского собора на широкой площади строится в настоящее время в память 300-летия царствования Дома Романовых величественный и красивый памятник по проекту архитектора А.И. Адамсона.
Протоиерей Димитрий Лебедев, "История соборных храмовФеодоровского и Успенского в городе Костроме"
Вид с пожарного депо. 1913 г.
Никанор Григорьевич Чернецов. "Кострома" . 1862 год.
"... Приближаясь к Костроме по Волге, еще с палубы парохода можно любоваться Успенским собором, стоящим на взгорье, в группе белых златоверхих зданий. Собор, расположенный своею алтарной частью на север, сразу можно выделить из всей архитектурной группы уже по одному этому признаку, а также благодаря изумительному блеску его куполов, необычного силуэта: вытянутые луковицы с перехватывающими их вверху шейками и венчающими их еще более удлинненными, почти конусообразными главами - покрыты гладко (без ребер) большими листами меди и так изумительно (богато) позолочены, что, блестящие в солнечный день, они не только не дают на них взглянуть, но распространяют ореол отраженного света нао всем собором.
"... Богоявленский собор - трехэтажное здание, увенчающееся куполом, помещенным на невысоком барабане, прорезанном восемью окнами, разграфлеными на мелкие квадратики... Прелестные детали угасающего уже барокко и переходные к классицизму... делают архитектуру собора очень приятною. Но гораздо красивее колокольня, построенная при соборе и представляющая издали фантастичексое зрелище своим нагромождением арок, колонн и всяких украшений. Вблизи она еще более потрясает своей грандиозностью и вместе с тем грациозностью".
(В.К.Лукомский, Г.К. Лукомский, Кострома. Исторический очерк. - СПб, 1913)
Реконструкция Костромского кремля по Писцовым книгам 1627-1629 гг. (В. Неделин.)
С начала ХV в. и no I929 г. здесь пребывала главная святыня Костромы и Костромского края, одна из главных святынь России - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Внутри собора на боковых стенах находились знамена костромских ополчений 1812 г.
После прихода к власти большевиков, в 1928 году была установлена громадная скульптура Ленина. Он был поставлен на пьедестал, подготовленный в 1913 г. во время празднования 300-летия династии для грандиозного памятника в честь царствующего дома Романовых. Появился редкостный по уродству и по нелепости памятник: пьедестал сохранил черты церковной архитектуры, в нем есть даже место для иконы. (В 1982 г. обветшавшая бетонная статуя была заменена новой, металлической.)
В начале 1929 г. по распоряжению властей оба костромских собора были закрыты, в них разместили зернохранилище. В 1933 году президиум горсовета постановил снести церкви соборной группы.
Приговор привели в исполнение через год. Успенский собор был взорван 8 июля 1934 года, вскоре погиб и Богоявленский. Еще весной 1934 г. костромской горисполком продал соборный ансамбль для разборки на кирпич и щебень "Льнокомбинатстрою" - организации, руководившей строительством льнокомбината им. Зворыкина. Руины Костромского Кремля разбирали до 1936 года. Очередной символ древней России был принесен в жертву памяти коммунистического вождя.
По свидетельствам краеведов, незадолго до взрыва двое молодых московских художников - Чудаков и Чижов - приехали в Кострому и за несколько дней успели, пусть и не полностью, обмерить Успенский и Богоявленский соборы. Вместо лесов они использовали стремянки подрывников, которые в это же время закладывали в стены храмов взрывчатку.
После прихода к власти большевиков, в 1928 году была установлена громадная скульптура Ленина. Он был поставлен на пьедестал, подготовленный в 1913 г. во время празднования 300-летия династии для грандиозного памятника в честь царствующего дома Романовых. Появился редкостный по уродству и по нелепости памятник: пьедестал сохранил черты церковной архитектуры, в нем есть даже место для иконы. (В 1982 г. обветшавшая бетонная статуя была заменена новой, металлической.)
Вид на центральную часть Костромы из-за Волги (между 1928 и 1934 гг.).
В начале 1929 г. по распоряжению властей оба костромских собора были закрыты, в них разместили зернохранилище. В 1933 году президиум горсовета постановил снести церкви соборной группы.
Приговор привели в исполнение через год. Успенский собор был взорван 8 июля 1934 года, вскоре погиб и Богоявленский. Еще весной 1934 г. костромской горисполком продал соборный ансамбль для разборки на кирпич и щебень "Льнокомбинатстрою" - организации, руководившей строительством льнокомбината им. Зворыкина. Руины Костромского Кремля разбирали до 1936 года. Очередной символ древней России был принесен в жертву памяти коммунистического вождя.
По свидетельствам краеведов, незадолго до взрыва двое молодых московских художников - Чудаков и Чижов - приехали в Кострому и за несколько дней успели, пусть и не полностью, обмерить Успенский и Богоявленский соборы. Вместо лесов они использовали стремянки подрывников, которые в это же время закладывали в стены храмов взрывчатку.
На кремль и его храмы, стоявшие на возвышенном левом берегу Волги, открывался величественный вид, ныне утраченный — в центре города зияет пустое пятно.
С тех пор на кремлевском холме - как бы в насмешку - одиноко возвышается уродливейший памятник Ленину.
19
июля 2015 г. во время посещения Костромы Патриархом Московским и Всея
Руси Кириллом был установлен и освящен закладной камень в основание
Успенского собора.
По окончании молебного пения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения со словом:
"Дорогие костромичи, только что мы совершили действие, имеющее глубокий духовный смысл и большое историческое значение. На месте, где мы стоим, некогда был центр города, здесь находился кремль — сердце Костромы. И трудно представить, чем нужно было руководствоваться, чтобы уничтожить это место и тем самым нанести глубокую рану городу, его истории, духовному состоянию народа.
Сегодня, закладывая кафедральный собор, мы обязуемся восстановить его вместе со всем Костромским кремлем. Восстановить историческую память, восстановить крепостные стены, восстановить дивный по красоте вид, который открывался с Волги. То, что сегодня наш народ преисполнен решимости восстанавливать историческую правду и возвращаться к своим духовным истокам, придает нам уверенность в том, что никакие злокозненные перипетии, никакие соблазны, которыми единожды наш народ соблазнился, уже не смогут разрушить его духовную жизнь, его силу, основы его самосознания.
Народ без духовного стержня ветром колеблем. Мы знаем, что происходит с деревьями во время шторма, — если ствол недостаточно крепкий, они ломаются как спички. Так же очень легко уничтожить народ, уничтожить историческую память, если подрывается духовная основа жизни человека, та самая основа, которая делает его сильным, выносливым, способным выдерживать самые трудные обстоятельства..."
Строительство Костромского кремля ведется на средства Виктора Ивановича Тырышкина (род. 4 октября 1953) — российского предпринимателя и мецената, президента ООО "Корпорация ВИТ", занимающейся жилищным строительством.
Имеет более 50 научных трудов и публикаций, 22 зарегистрированных авторских изобретения. Активно занимается благотворительной помощью Русской православной церкви — строительством и реконструкцией храмов:
Имеет более 50 научных трудов и публикаций, 22 зарегистрированных авторских изобретения. Активно занимается благотворительной помощью Русской православной церкви — строительством и реконструкцией храмов:
- Пушкинский район Московской области, посёлок Любимовка: восстановление церкви в бывшем имении К. С. Станиславского (1996—1999), строительство церкви в честь Святой Блаженной Матроны Московской (1999—2002) и воскресной школы на 65 детей (строится).
- Реконструкция комплекса зданий районной больницы имени В. Н. Розанова в городе Пушкино в Московской области, 40 % финансирования (2002—2003).
- Свято-Никольский женский монастырь в Переславле-Залесском: реставрация Благовещенской церкви, в том числе роспись иконостаса; строительство звонницы и установка колокола весом 18,5 тонн, строительство церкви Иоанна Предтечи, Никольского собора, школы-интерната для трудновоспитуемых подростков и беспризорных детей на 133 человека; реставрация старого Келейного корпуса и постройка нового Келейного игуменского корпуса; возведение Монастырской стены.
- Реставрация Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском.
- Реставрация Спасо-Преображенского собора в Рыбинске.
- Строительство Успенского кафедрального собора в Ярославле.
Также оказывается помощь в восстановлении Выксунского женского Иверского монастыря в Нижегородской области, монастыря Китаевская пустынь в Киеве, в реконструкции и новом строительстве церквей на Северном Кавказе, в Ивановской области и в Белоруссии.
***
Комментарии
Отправить комментарий