Ликвидация русских кладбищ в советский период.

Древние надгробия с разрушенных кладбищ, свезённые со всей Москвы в Донской монастырь

Уничтожение церковных и монастырских некрополей, как и уничтожение самих храмов, — одно из проявлений антирелигиозной кампании, развёрнутой советским правительством в конце 1920-х годов и наиболее активно проводившейся в жизнь до начала Великой Отечественной войны в 1941 году.

Ликвидация церковных кладбищ обосновывалась закрытием, перепрофилированием и сносом мест захоронений. Общегосударственная атеистическая идеология предполагала разрушение христианских святынь, в число которых попадали и погосты. Ведь пока при храмах существовали кладбища, советские люди посещали и стоящие рядом с ними храмы. Декретом СНК от 7 декабря 1918 года "О кладбищах и похоронах" православная церковь и иные конфессии были отстранены от похоронного дела.

Уничтожение большинства кладбищ, как, например, Ново-Алексеевского, не предполагало вообще никаких консервационных мероприятий. Утрачены могилы выдающихся деятелей со Скорбященского кладбища, включая Н. Ф. Фёдорова и историка Д. И. Иловайского. После реконструкции некрополя Новодевичьего монастыря на месте осталось примерно одно надгробие из двадцати. При принятии решения о сохранении могилы приоритет отдавался "прогрессивным" деятелям науки и культуры, а также декабристам и членам их семей.

Старинные надгробные памятники отправляли на продажу как строительный материал (по 20-30 руб. за штуку). Из них "делали поребрики для тротуаров, но чаще использовали повторно на действующих кладбищах для памятников "среднего класса" советского общества".

К началу войны в Москве были полностью ликвидированы все кладбища на территории Кремля (чудом удалось спасти останки цариц и царевен из взорванного Вознесенского собора). Разгрому подверглись все монастырские некрополи, кроме Донского, — уникальные комплексы исторических, мемориальных и художественных памятников. 

Древние надгробия с разрушенных кладбищ, свезённые со всей Москвы в Донской монастырь.


Среди погибших кладбищ Петербурга первые места по исторической значимости занимают кладбище Фарфорового завода, Выборгское римско-католическое кладбище, аристократический некрополь Приморской Сергиевой пустыни и огромное Митрофаниевское кладбище, когда-то самое большое в городе.

В ходе реконструкции Волковского кладбища и создания музея "Литераторские мостки" бесследно утраченными или затерянными оказались могилы многих выдающихся петербуржцев, деятелей отечественной истории, науки и культуры, таких как В. Ф. Адлерберг, Е. В. Аладьин, А. П. Башуцкий, П. Я. Башуцкий, П. Г. Бутков, А. Л. Витберг, С. Н. Глинка, И. И. Григорович, П. Ф. Данилов, А. И. Ермолаев, И. В. Забелин, П. В. Злов, П. М. Копьев, К. Н. Лебедев, Д. П. Рунич, С. В. Руссов, А. И. Рыхлевский, Ф. Ф. Сидонский, А. Ф. Смирдин, А. Н. Страннолюбский, А. И. Теребенев, И. И. Теребенев, Д. И. Языков.

В 1930-х годах было уничтожено, например, Старое христианское кладбище в Одессе, на котором со времени основания города было произведено около 200 тысяч захоронений.

В городах советская власть настаивала на сносе не только церковных, но и общегородских кладбищ, чтобы оперативно освоить высвободившиеся территории. Чаще всего на них появлялись парки, жилые дома и даже производственные объекты.

Всего в советской столице было уничтожено свыше 400 приходских кладбищ. Как правило, уничтожались они вместе с храмами.

Разрушение храмов и ликвидация церковных кладбищ проводилась на фоне начавшейся в 1920-1930 г.г кампании по латинизации русской письменности, тотальной украинизации, запрета Георгиевской ленты, массового сноса памятников всем русским героям прошедших войн, выдающимся деятелям и русским государям, переименование исконных названий городов и улиц. 


Вот лишь некоторые примеры, которых много по всей России:

Спасо-Преображенское (Фарфоровское) кладбище при Императорском фарфоровом заводе в Петербурге.

На территории бывшего Спасо-Преображенского (Фарфоровского) кладбища во время рытья траншей под кабель для трамвайной линии был найден фрагмент надгробия. На одной из сторон гранитного постамента, на котором, по всей видимости, был когда-то укреплен каменный крест, отчетливо видна надпись: "Фофанов Михаил Иванович род. 1 ноября 18..0 г...декабря 1897 г.» Фото: Олег Куликов

В 1927 году по ходатайству Володарского райсовета Спасо-Преображенское (Фарфоровское) кладбище было закрыто, началось его постепенное разорение. В 1932 году была разрушена Преображенская церковь, а также уничтожены могилы нескольких династий мастеров русского фарфора, как и сотни могил наших выдающихся соотечественников. Духовская церковь и западная часть кладбища были уничтожены в 1960-х годах.

В советские годы на территории кладбища были построены кинотеатр "Спутник", эстакада Володарского моста, станция метро "Ломоносовская", при сооружении которых, по свидетельствам очевидцев, из земли вынимались многочисленные человеческие останки, могильные плиты, памятники.


***


Лазаревское кладбище в Москве.

В 1758 году на тогдашней окраине Москвы, в Марьиной Роще, в месте, окружённом густым Марьинским лесом, было устроено кладбище для бедных, а также для тех, кто умер "дурной смертью". В следующем XIX веке на кладбище уже хоронили купцов, духовенство, военных и артистов. В 1782—1786 гг. на средства титулярного советника Луки Долгова был построен и освящён трёхпрестольный храм Сошествия Святого Духа.

Среди похороненных на Лазаревском кладбище:

Васнецов, Виктор Михайлович (1848—1926) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
Зыбелин, Семён Герасимович (1735—1802) — медик, основатель Медицинского факультета ПМИ;
Каринский, Иоанн Александрович (1815—1891) - свящ. Церкви Николая Чудотворца в Кобыльском со своей супругой.
Кондратьев, Иван Кузьмич (1849—1904) — историк, москвовед, поэт, песенник, писатель, переводчик.
Кушнерёв, Иван Николаевич (1827—1896) — очеркист, редактор, издатель, владелец типографий.
Мухин А. А. — русский авиатор, погибший в 1914 г. на Ходынском аэродроме;
Никитин, Николай Васильевич (1828—1913) — русский архитектор, председатель МАО
Спасский, Михаил Фёдорович (1809—1859) — метеоролог, доктор физики и химии.
Тимковский, Роман Фёдорович (1785—1820) — историк, профессор греческой и латинской словесности.
Сандунов, Сила Николаевич (1756—1820) — актёр, основатель Сандуновских бань.
жена В. Г. Белинского (1890)
мать Ф. М. Достоевского — М. Ф. Достоевская (1837), тетка — А. Ф. Куманина; протоиерей Николай Скворцов со своей супругой (1917).


В 1934 году кладбище было закрыто, а в 1937 году окончательно ликвидировано. Большую часть могил сровняли до войны, а последние уничтожили бульдозерами уже в послевоенные годы. Часть останков перенесли на другие кладбища, но большинство захоронений так и осталось под землёй. Уже в 1936 году на территории кладбища открыли детский парк "им. Ф. Э. Дзержинского", позже, в 1985 году получивший новое название "Фестивальный".


Детский парк, открытый в 1936 году на месте Лазаревского кладбища.






***


Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная и во едино собрана, и на две книги разделена. 1703 год.

В 1703 году Леонтий Филиппович Магницкий составил первую в России учебную энциклопедию по математике под заглавием "Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная и во едино собрана, и на две книги разделена" тираж 2400 экземпляров. Как учебник эта книга более полувека употреблялась в школах благодаря научно-методическим и литературным достоинствам. По этой книге впервые познакомился с арифметикой М.В.Ломоносов.

Русский математик и педагог, преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук в Москве (с 1701 по 1739), автор первого в России учебного пособия по математике Леонтий Филиппович Магницкий родился 9 [19] июня 1669 и умер [30] октября 1739 г.. Похоронен в церкви Гребневской Иконы Божией Матери у Никольских ворот в Москве, основанной в конце XV века. 

В декабре 1926 года Моссовет распорядился снести храм. Прихожане составили ходатайство во ВЦИК, указывая на историческую ценность этого редкого в Москве памятника зодчества XV—XVI веков. Они писали, что в нём находится усыпальница замечательных русских людей Магницкого, Зотова, Тредиаковского, что община своими силами и средствами оберегает храм как археологическую ценность и даже стремится её отреставрировать в первоначальном виде. Под ходатайством стояло более 600 подписей. Но 7 марта 1927 года ВЦИК вынес решение о сносе пристроек к храму и его ограды. В конце июня 1927 года начался разбор колокольни и трапезной с Сергиевским приделом. 

Спустя годы, могила Магницкого была обнаружена случайно. Вот что писала о счастливой находке, обнаруженной при бурении какой-то там шахты "номер четырнадцать", "Вечерняя Москва" в 1933 году: "При проходе шахты найдена гробница с прахом первого русского математика Леонтия Филипповича Магницкого." Гробницу обнаружили на глубине 4 метров. она была выложена из кирпича и со всех сторон залита известью (цемента тогда не было). По надгробной надписи работниками Исторического музея удалось установить, что здесь был похоронен Магницкий. В гробнице была найдена стеклянная чернильница, имевшая форму лампадки. Рядом с чернильницей найдено истлевшее гусиное перо. Вместе с гробницей Магницкого обнаружена и гробница его жены. 

Гребневское приходское кладбище было уничтожено вместе с древним храмом.  1 мая 1935 года храм был окончательно разрушен. На образовавшемся пустыре водрузили будку-шахту для вентиляции метро. Шахта № 14 заложена и проходит через фундамент Гребневской церкви, насчитывающей за собой несколько столетий. 



***

Даниловский монастырь.


Старейший в Москве Даниловский монастырь был основан в 1282 году сыном Александра Невского московским князем Даниилом Александровичем. Князь повелел поставить в четырех верстах к югу от Кремля, на живописном возвышенном берегу Москвы-реки деревянную церковь во имя Св. Даниила Столпника. Вокруг этой церкви монахи и стали обустраивать свои хижины. так появился Даниловский монастырь. 


С тех пор монастырь все только прирастал и хорошел. Его архитектурный комплекс представляет собою собрание всех существовавших в это время стилей - от древнерусского до эклетики конца XIX века. 

Самым известным из ранних захоронений стала могила самого основателя монастыря - в 1303 году, у деревянной церкви, был погребен князь Даниил Александрович, принявший перед смертью монашеский постриг.


После формального закрытия монастыря в 1918 году монастырская жизнь активно продолжалась явочным порядком под руководством его настоятеля архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) до 1930 года.

В 1929 году принято специальное постановление о закрытии монастыря и организации в нём приёмника-распределителя НКВД.


В конце 1920-х годов разобрана колокольня Данилова монастыря. Колокола со звонницы были спасены от переплавки американским промышленником и дипломатом Чарльзом Крейном и до 2007 года находились в Гарвардском университете. Монастырский некрополь уничтожили в 1931 году. 


После ликвидации кладбища лишь немногие останки были перезахоронены. Прах Н. В. Гоголя, супругов Хомяковых, Н. М. Языкова и Д. А. Валуева был перенесён на Новодевичье кладбище, прах В. Г. Перова — в некрополь Донского монастыря. Большинство же могил так и пропали бесследно.


Надгробия, уцелевшие после разорения некрополя.


В 1930 году на территории был организован изолятор НКВД для детей репрессированных лиц. Детей расстрелянных (на бутовском полигоне) свозили в детприемник, который находился в Даниловом монастыре. Имелся специальный приказ — разлучать братьев и сестер и даже знакомых между собой детей. В Даниловом монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. В детприемнике дети болели, умирали, и их там стали хоронить. На этом месте построена часовня.

После закрытия обители и передачи ее в ведение НКВД, архитектурный ансамбль стал приходить в упадок, и к 1980-м годам был доведен едва ли не до состояния руин.


***


Скорбященский (Всехскорбященский) монастырь на Новослободской в Москве.

В 1894 г. было открыто монастырское кладбище. На кладбище были похоронены более 2500 человек, среди них сын Федора Шаляпина Игорь, известный адвокат Плевако, мыслитель Н.Ф.Федоров, дрессировщик А.Л.Дуров, историк Д.Н.Иловайский.

После революции, в 1918 г. монастырь был упразднен. Почти все постройки монастыря были уничтожены. В 1929-30 г.г. было уничтожено и монастырское кладбище,  а на его месте разбили "Детский парк №1". 

Погибли все надгробные памятники, несмотря на то, что многие из них представляли собой художественную ценность. Почти никто из погребенных не был перезахоронен, все они остались лежать. В настоящее время сохранились лишь обезображенный обезглавленый собор Всемилостивого Cпаса и здание монастырских келий. В течении длительного времени в них находились различные учреждения. 


***


Иркутск

Историки давно требуют убрать с территории парка, построенного на месте разоренного Иерусалимского кладбища в Иркутске, все развлекательные аттракционы. 

Известный иркутский историк, профессор Александр Всеволодович Дулов: на Иерусалимском кладбище похоронено около 100 тысяч человек. Усилиями этих людей Иркутск к 1917 году стал крупным и развитым городом, это они превратили его в "Северный Петербург".

7 апреля 1932 года горсовет принял решение переоборудовать Иерусалимское кладбище под парк развлечений и построить на этой территории Центральный парк культуры и отдыха. 

Кладбище превратили в площадку для добычи стройматериалов. Все шло в дело: бутовый камень, кирпич, дорогой карский мрамор с надгробий. Памятники дробились на щебенку и мраморную крошку, оградки отправляли на переплавку и перековку. Многие могильные плиты даже укладывали в фундаменты новых зданий. Пример: колонны парадного входа в доме по улице Горького, где расположены авиакассы.

В 1930-е годы с Входо-Иерусалимской церкви сняли купола. За долгие годы под сводами храма располагались склад, прокат лыж, бухгалтерия ЦПКиО, общежитие и учебные классы училища культуры. На всей территории кладбища оставалось только два нетронутых захоронения: Михаилу Загоскину и Иосифу Поджио. Причем памятник Поджио сначала снесли, и лишь затем установили "примерно на месте могилы". Кладбище разгромили, а денег на постройку парка все не находилось — сказывались тяжелые послевоенные годы. Его открыли только в июле 1957 года. Здесь, на костях, "вольготно" расположились закусочные, сцена, танцплощадка, аттракционы. Чуть позже появилось "чертово колесо", а потом и детский городок "Чиполлино".

Молодежь отплясывала, семьи прогуливались с детьми. Рядом с тропинками, тут и там, лежали могильные плиты. Родственники похороненных здесь еще многие десятилетия приносили на разгромленное кладбище цветы. Даже в 2000-е годы среди кустов и деревьев можно было обнаружить букеты — кто-то пытался отыскать следы могил предков.


Детский городок "Чиполлино" на территории разрушенного кладбища.



***

Ярославль 

 В Ярославле на этом месте до 1930-х годов располагался храмовый комплекс и кладбище. 

Каменный собор в честь Симеона-Столпника был построен в 1630 году. В 1723 году его перестроили после пожара, а в 1738 рядом с ним возвели тёплую зимнюю церковь Введения Богоматери Семеновского прихода. Хотя эти церкви 
отличались простотой, в городском пейзаже они смотрелись очень органично. Семёновский приход дал название и площади, которая после 1917 года была переименована в Красную. 

В 1930-х годах Храмовый комплекс был полностью уничтожен, кладбище ликвидировано. Сразу же после этого началось строительство нового жилого здания для  представителей городской власти, местных партийных функционеров и других представителей номенклатуры. 

Чтобы полностью уничтожить народную память о располагавшихся некогда здесь храмах, в 1939 году на площади прямо перед новым домом был установлен памятник Ленину. 

В Ярославле уничтожение старинных памятников, храмов проводилось особо яростно. Почти все улицы некогда древнего русского города потеряли свои исконные названия и были переименованы в честь революционных деятелей таких как Володарский (Гольдштейн), Урицкий, Закгейм, Свердлов, Ленин, Нахимсон, Роза Люксембург, Емельян Ярославский (Губельман) и т.д...


Церковь Николы Рубленого после обстрела большевиками. 1918 г.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1918 год. Окончательно Храм был разрушен в 1930 году.


Восставший Ярославль с тысячелетней историей после обстрела большевиками. Тактика "выжженной земли"

подробнее:

НЕИЗВЕСТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Ярославское Восстание 1918 г.



***

Рыбинское водохранилище.

Некогда самая благоустроенная в Ярославской епархии Югская Дорофеева пустынь, располагавшаяся на полпути от города Мологи до города Рыбинска, Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, находившийся между Череповцом и Рыбинском близ реки Шексны, с величественным пятиглавым собором.

В настоящее время уровень водохранилища колеблется, и приблизительно раз в два года Молога показывается из воды. Обнажаются мощение улиц, фундаменты домов, кладбище с надгробиями. На некоторых участках берега можно видеть бесчисленные человеческие кости, в том числе и совсем маленькие детские черепа.

Долгие годы и десятилетия зловещий заговор молчания стоял над Мологой, а сама мологская тема была "запретной зоной". За весь более чем семидесятилетний советский период о Мологе не было сказано ни одного слова. "Наоборот, именно в эти годы, словно каленым железом, стали выжигать Мологу из памяти народной", – писал бывший мологжанин Ю.Нестеров, неутомимо собиравший материалы об этой трагедии.

На месте затопленного города энтузиастами был установлен символический памятник-указатель с надписью: "Прости, город Молога". Более никаких монументов  в честь памяти затопленных древних русских поселений нет......



***

Симонов Успенский монастырь.

Симонов монастырь (картина XIX века)

В прошлом один из самых крупных и богатых монастырей ближайшего Подмосковья. В XVI—XVII вв. входил в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга. Подавляющее большинство построек было снесено в 1930-е годы; территория частично застроена.

Считалось, что монастырь был основан в 1370 году. Современные исследователи относят основание к 1375—1378 годам или к весне-осени 1377 года.

В 1430 году в Успенском соборе был погребен младший сын Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского - Константин Дмитриевич, прославившийся своей победой во главе псковского войская над ливонцами в 1407 году. Были также погребены князья Мстиславские, Темкины-Ростовские, Сулешевы, бояре Головины и Бутурлины.  


На территории Симонова Успенского монастыря находился обширный некрополь, где были похоронены поэт Д. В. Веневитинов (1805—1827), писатель С. Т. Аксаков (1791—1859), его сын К. С. Аксаков (1817—1860), композитор А. А. Алябьев (1787—1851), известный библиофил и коллекционер А. П. Бахрушин (1853—1904), дядя А. С. Пушкина — Н. Л. Пушкин, сподвижник Петра I Фёдор Головин, а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий — Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьёвы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские, Петрово-Соловово.

После установления советской власти в 1920 году монастырь был упразднен.

В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. Были снесены пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. 

Процесс взрывных работ снимали на кинопленку - потомству в пример. На руинах оркестры играли марши, состоялся митинг с приветственной речью "секретаря Пролетарского района" Давидсона, который воспел "героическую работу красных саперов".

На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также упразднено кладбище. Многие плиты с монастырского кладбища пошли в фундамент дворца культуры Весниных. С его разорённого кладбища на Новодевичье были перенесены останки поэта Д. В. Веневитинова и писателей С. Т. и К. С. Аксаковых. На месте кладбища были устроены гальванический, а потом столярный цеха. 



Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря.

В 1930 году в первом, новогоднем номере журнала "Огонек", на самой обложке была помещена фотография разрушенного Симонова монастыря с одобрительной надписью. Возглавлял "Огонек" тогда Михаил Кольцов - известный ненавистник русской старины. В соответствии в планом Кагановича реконструкции советской столицы, он всегда очень сочувственно писал о сносе "храмов мракобесия" или о "выпрямлении кривоколенных улиц и переулков" в Москве.

В 1932—1937 годах на месте Успенского собора, одного из древнейших в Москве, вырос гигантский дворец культуры ЗИЛа, причем погибли все захоронения, находящиеся и под собором, и вокруг него. 


"Все могилы, находящиеся здесь, были разрушены и осквернены. Многие останки были обретены во время того, как вывозился строительный мусор отсюда. Проведена большая работа по идентификации и разделению останков человека от животных. После чего останки, которые соответствуют останкам человека, были здесь в некрополе с отданием необходимых почестей и обрядов захоронены."— протоиерей Андрей Горячев




***


Комментарии

Отправить комментарий