Факты из истории России начала XX века. Народное хозяйство.



К 1913 году Россия стала МИРОВЫМ ЛИДЕРОМ по  производству основных видов зерновых культур.



Западно-Сибирское общество сельского хозяйства г. Томск, май 12 дня 1916 год:


Удостоверение.

Предъявитель сего Высоцкий Павел, воспитанник III класса Томской Духовной Семинарии обучался сборке и разборке земледельческих машин и орудий на курсах организованных Западно-Сибирским Обществом Сельского хозяйства в г. Томск для подготовки монтеров из учащихся учебных заведений г. Томска, при чем поверочном испытании оказал полное знакомство со всеми орудиями и машинами, а потому может быть допущен к управлению машинами при летних земледельческих работах в помощь сельскому населению.

Председатель (подпись)

Секретарь (подпись)


Извлечение из инструкции для учащихся на летние полевые работы:

1. Учащиеся приглашаются на места для руководства полевыми работами.

2. Полевые работы исполняются трудом военнопленных.

3. На обязанности учащихся, при содействии местных волостных и сельских властей лежит: а/ ведение записей и распределение порядка работ; б/ наблюдение за продуктивностью использования труда пленных; в/ сборка, разборка машин и установка их; г/ ведение делопроизводства при местных организациях, заведующих сельскохозяйственными работами, и прочие работы, которые потребуются обстоятельствами.

4. Учащиеся поступают в распоряжение местного крестьянского Начальника, от которого принимают все распоряжения.

5. В текущей работе учащиеся обращаются за содействием к местным сельским властям.

6. Прежде всего должна быть производима запашка, а потом и бороньба.

7. Запашка и посев сеялками в первую очередь должны производиться на полях семей, лишенных мужской рабочей силы.

8. По окончании запашки необходимо производить обмер запаханных земель для взыскания платы.

9. В случае отказа от уплаты, список должников передается местному крестьянскому Начальству.




Первое массовое производство тракторов в мире началось в Америке лишь только с 1917 года. Первым трактором в современном понимании является модель производителя автомобилей Генри Форда 1917 года — Fordson Model F с облегченной конструкцией.

Началу производства способствовали легко доступные огромные нефтяные залежи в США, благодаря которым цены на бензин в США были в то время невысокими.

В Европе же массовое производство тракторов до 1920-ых годов не осуществлялось по следующим причинам: из-за большого веса по сравнению с малой мощностью, тракторы были пригодны только на особо устойчивых поверхностях, таких как почвы американской прерии, но не на более глубокой и менее устойчивой пахотной земле в Европе.

Например, в индустриально развитой Германии с её техническим потенциалом как в машиностроении, так и в автомобилестроении, до 1920 годов серийное производство тракторов практически отсутствовало. Рынок или спрос на тракторы для полевых работ вплоть до 1930-х годов был незначителен.

Тяжелый, неуклюжий, трудный в управлении трактор в мягкой весенней почве просто увязал. Дороговизна в техобслуживании, доставка топлива, поломки и невозможность быстрого ремонта, загрязнение почвы, делали трактор нерентабельным.

В русскоязычной Википедии указывается Фирма Hanomag, которая якобы в 1912 году выпустила трактор. На самом же деле это был мотоплуг, который по своей сути не являлся трактором. Первый серийный трактор Hanomag WD R26 стал выпускаться с 1924 года.

До 1925 года менее 1% всех сельхозхояйств в Германии использовали трактора, которые были импортированы в значительной степени из США. (источник)

Значительное увеличение количества тракторов в Германии началось только с использованием дизельного двигателя. Фирма Lanz добилась успеха с моделью трактора «Bulldog HL» с нефтяным двигателем , который появился на рынке в 1921 году.

С начала 1930-х годов в Европе дизельные моторы способствовали успеху тракторов Deutz модельного ряда MTH (с 1924 года), а также FM 315 (с 1933 года) и FM 414 «Bauernschlepper» (с 1936 года).

Как и в Европе, трактора в России использовались единично, там, где это было целесообразно. Трактора, которые выпускались в начале XX века единичными экземплярами, были ещё слишком тяжелыми по весу, сложными и дорогими в обслуживании, что делало их нерентабельными в сельском хозяйстве. К тому же Россия из всех европейских государств располагала значительным количеством лошадей.

Начало XX века было временем создания технической базы, разработок, апробаций, усовершенствований, основания производства. К 1917 году Россия располагала серьезной технической базой с собственным производством и собственными разработками. События 1917 года и последовавшая затем гражданская война затормозили процесс развития, и лишь естественный прогресс в усовершенствовании тракторов, как и появление в мире новых отраслей промышленности, позволил осуществить их массовое применение к 1925-1930 годам, но уже с с помощью американских и европейских инженеров и поставок оборудования нескольких сотен иностранных компаний.

Локомобили выпускались на нескольких заводах в Российской империи и предназначались для различных нужд как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Например, дизельные и паровые дорожные катки Коломенского и Брянского заводов:



Достижения России в сельском хозяйстве.  Дорожная техника, катки. Тракторостроение. Механизация сельского хозяйства. Промышленность Российской империи. Дорожные катки. 1900-е.

Достижения России в сельском хозяйстве.  Дорожная техника, катки. Тракторостроение. Механизация сельского хозяйства. Промышленность Российской империи. Дорожные катки. 1900-е

Достижения России в сельском хозяйстве.  Дорожная техника, катки. Тракторостроение. Механизация сельского хозяйства. Промышленность Российской империи. Дорожные катки. 1900-е . Коломна.
Достижения России в сельском хозяйстве.  Дорожная техника, катки. Тракторостроение. Механизация сельского хозяйства. Промышленность Российской империи. Дорожные катки. Коломенский завод.
Достижения России в сельском хозяйстве.  Дорожная техника, катки. Тракторостроение. Механизация сельского хозяйства. Промышленность Российской империи. Дорожные катки. Коломенский завод. 1900-е.





Паровой каток Брянского завода. 


1.Товарный паровоз о 5-ти осях Владикавказской жел.дороги.
2.Стальные пароходные винты.
3.Мост через р. Днепр в Екатеринославе.
4.Полутонный паровой молот.
5.Товарный паровоз о 6-осях Дуплекс Компаунд.
6.Пассажирский вагон III кл.
7.Фрезерный станок.
8.Подъемный путевой кран.
9.Водонапорная башня завода.
10.Вагон-цистерна Американского типа на 1.500 пуд. керосина.
11.Пассажирский паровоз о 5-ти осях сист. Компаунд.
12.Двухшпиндельный фрезерный копировальный станок.
13.Строгальный двухсуппортный станок.
14.Стальные отливки.
15.Товарный паровоз о 4-х осях сист. Компаунд.






На Русско-Балтийском заводе стали выпускаться колесные тягачи:

Колесный тягач «Руссо-Балт Т 40/65», 1913 г


***

Механизация сельского хозяйства была достаточно развита, что позволило России уже к 1913 году выйти в мировые лидеры про производству зерновых.

Этому способствовала широкая помощь сельскому хозяйству со стороны правительства, организовавшего снабжение сельских хозяйств инвентарем, машинами, семенами и т.п., а также целый ряд инструкторов и техников по отдельным специальностям.




Достижения России в сельском хозяйстве.  Приводные ремни. Резиновые изделия. Дорожная техника, катки. Тракторостроение. Механизация сельского хозяйства.
Достижения России в сельском хозяйстве.  Мануфактура Треугольник. Приводные ремни. Резиновые изделия. Дорожная техника, катки. Тракторостроение. Механизация сельского хозяйства.


























Техническое образование в ремесленных училищах на практике:

В 1911 году состоялась первая Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка в городе Омск.

Западно-Сибирское общество сельского хозяйства


Устав общества был утвержден 17 марта 1898 года, первое учредительное собрание состоялось 8 сентября. Учредителями выступили действительные члены Томского отдела Императорского Московского сельскохозяйственного общества. Западно-Сибирское общество сельского хозяйства явилось его преемником. Цель общества заключалась в содействии «развитию и усовершенствованию всех отраслей сельского хозяйства, сельской промышленности и кустарных промыслов». Для достижения этой цели предполагалось выяснять нужды и потребности сельского хозяйства, изучать условия его существования, распространять теоретические и практические знания, способствующие совершенствованию сельскохозяйственного производства, учреждать опытные станции, поля, фермы, сады, питомники, поощрять хозяев, внедривших передовые методы производства.

Из отчета о деятельности Западно-Сибирского общества сельского хозяйства с 1-го Января 1905 года по 1-е Января 1911 года, Томск, 1911 год:



Агрономические поезда

С 1914 года по всей России стали курсировать агрономические поезда, целью которых была помощь крестьянам в развитии сельского хозяйства путем наглядных пособий, лекций, ознакомления населения с новейшими технологиями и достижениями в сельском хозяйстве. 



Агрономический поезд Владикавказской Ж.Д. 1916 год. 

Подробнее:




В деле развития сельского хозяйства принимали участие и исправительные учреждения Российской империи


Со второй половины XIX века, в России стал осуществляться переход от карательного характера реагирования на преступления как взрослых, так и несовершеннолетних к воспитательному.

В развитии института воспитательно-исправительных заведений большую роль сыграли благотворительные общества, значительная часть из которых была создана под эгидой обществ земледельческих колоний и ремесленных приютов, руководство которых представляло собой, как правило, людей высших сословий — образованных, располагающих материальными благами и наделенными властью.

Образовывались и Общества земледельческих колоний и ремесленных приютов для несовершеннолетних преступников.

Например, при Владимирской Губернии Земстве Общество было учреждено 19 марта 1891 г. и имело целью – исправление и перевоспитание порочных и бесприютных детей посредством удаления их из нравственно-разлагающей среды.

Для достижения своей цели Общество открыло 17 октября 1892 года ремесленно-земледельческую колонию для малолетних преступников и бесприютных детей, купив на свои средства имение г. Кайсарова в 10 верстах от города Владимира по Московскому шоссе, близ дер. Пигановой и устроив все нужные здания в приспособления для колонии.

Характер колонии был ремесленно-земледельческий. Дети привыкали к честному труду и приобретали необходимые практические знания, чтобы на будущее время иметь возможность обеспечить себя своим трудом. Кроме занятие земледелием, полеводством, огородничеством, садоводством, дети обучались и таким ремеслам, которые могут быть полезны всякому земледельцу: портновскому, сапожному, столярному и кузнечно-слесарному. Питомцами колонии исполнялись и все другие работы по колонии, не исключая и приготовления кушаний, печенье хлеба, стирки белья и.т.п.



Бывшие заключенные. Издание Моск. Общ. Ремесленно-Земледельческой кол. для лиц, освобождаемых из мест заключения. 


Бывшие заключенные. Издание Моск. Общ. Ремесленно-Земледельческой кол. для лиц, освобождаемых из мест заключения. 


Трудовая артель бывших заключенных. Издание Московского общества для лиц освобождаемых из мест заключения. 


Земледельческая артель. Издание Московского общества для лиц освобождаемых из мест заключения. 


Оригинал статьи и авторство: charmingrussia.ru



***

Комментарии