Всеобщее народное образование в Российской империи.


                                    Фото двух учениц (современная обработка). 1910-ые годы

Первоначальное обучение было бесплатным по закону с самого начала правления Государя Николая II, а с 1908 г. оно поэтапно становилось обязательным. На 1918 год планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование. Это и был т.н. «всеобуч», который должен был состояться к 1920-ым годам.


Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.
Тетрадь по чистописанию начального класса, 
1910-е годы.

Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.
                                  Школьный дореволюционный дневник 1915-1916 г.г. 

Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.
Похвальный лист ученицы земской школы Екатерины Ивановой. 1905 год. 

Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.

Из журнала "Зодчий", №8, февраль 1911 года. На IV съезде Русских Зодчих. Из докладов Л.П. Шишко, Н.П. Козлова.

Оценочно-статистическое Отделение Костромской Губерн. Земской управы. Школьная статистика, 1913 год.


Из журнала "Зодчий", №17, 1913 года.


Первый Общеземский съезд по народному образованию, 1911 год. Из доклада главного Городнянского Земства Черниговской губернии Н.Е.Щербакова.


Первый Общеземский съезд по народному образованию, 1911 год. Из доклада заведующего отделом народного образования Саратовского губернского земства Н.Д. Россова. Двухлетние педагогические курсы.


Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.
Из журнала "Нива" № 4, 1914 года. Из статьи, посвященной юбилею 50-летия существования русского земского управления.


1-ый Всероссийский Съезд по народному образованию в Санкт-Петербурге.

С декабря 1913 года и по январь 1914 года в Санкт-Петербурге состоялся Первый Всероссийский Съезд по народному образованию, куда съехались учителя со всех глубинок Российской империи, чтобы обсудить текущие проблемы народного образования и принятый план ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО обучения.

Предлагаем к прочтению часть статьи, размещенной в популярном русском еженедельном иллюстрированном журнале литературы, политики и современной жизни «Нива», №3, от 18 января 1914 года.

Народный дом Николая II в Санкт-Петербурге, в котором состоялось открытие 1-го Всероссийского Съезда по народному образованию.   

Заседание в Народном доме. 1913-1914 г.г.:


Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.

Члены 1-го Всероссийского Съезда по народному образованию у Казанского собора, после молебствия.  




Из доклада И. Андреева в первой секции Первого Всероссийского съезда по вопросам народного образования — «Организация помощи к получению дальнейшего образования окончившим начальную школу талантливым детям»:




Например, в числе участников Всероссийского съезда по народному  образованию был Мендешев Сейтгалий Мендешевич (род. в 1882 г. в Букеевской губернии Российской империи (Джангалинском районе Западно-Казахстанской области) – расстрелян в 1938 году).


Выходец из бедной семьи, с 8-ми до 11-ти лет был подпаском аульного стада. Затем  обучался  в  Казанской  учительской  семинарии  в  1900–1903  гг. В 1911 г. окончил 3-месячные педагогические курсы при Санкт-Петербургском университете. (источник)


***

Свидетельство об окончании в 1914 году женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе, выданное дочери чувашского крестьянина из деревни Больших Ондауш Марфе Николаевой, состоявшей на казенной стипендии в течение двух лет обучения:

Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.
Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.


***

Из журнала политики, литературы и современной жизни «Нива», №29, 1911 года:

Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.


***
Курсы для народных учителей и учительниц в Университете. 1909 год. СПб.


В теории педагогического образования во второй половине XIX - начале XX вв. принцип связи с жизнью в подготовке народного учителя на педагогических курсах предусматривал изучение сельской жизни, быта крестьян, среды, в которой воспитывался ученик народной школы. Все это считалось необходимым для овладения учителями навыками общения с детьми.

В решении вопроса о контингенте воспитанников педагогических курсов по подготовке учителей для начальной народной школы их организаторы исходили из признания желательности при поступлении на них детей крестьян, знающих тяготы сельской жизни, быт крестьян, и согласных жить при мизерной оплате труда. Подготовить их к такой жизни должна была и строгая организация жизни в период обучения. (источник)


Существенным стимулом учительского труда были доплаты на канцелярские товары, питание, квартиру (предоставлялась казенная или доплачивали к жалованию учителя). В начале XX в. пенсионным обеспечением были охвачены учителя начальной и средней школы ведомства Министерства просвещения. Как и в оплате труда здесь существовала разница в зависимости от типа учебного заведения.

***



Первоначальное обучение становилось обязательным.


Первый Общеземский съезд по народному образованию 1911 г. Из очерка развития всеобщего обучения в Нежегородском уезде (полное осуществление школьной сети), в связи в работой земства по народному образованию.


Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.
Книга "В помощь семье и школе", издания Педагогической Академии " Воспитание в семье и школе" , Москва, 1911 год.  Из главы "Детский сад и основы его организации".


Народное образование России во второй половине XIX — начале XX вв. сделало значительный шаг вперед на фоне актуальных общественных, экономических и духовных потребностей населения, обуславливавших выдвижение идеи общечеловеческого, бессословного образования в общеобразовательной школе.

К сожалению, в советский период, в угоду идеологическим идеалам, все достижения в дореволюционный период в сфере народного образования всячески замалчивались, чем обусловлен тот факт, что практически по сегодняшний день досконально не изучен и не освещается вопрос подготовки учителей для начальной народной школы на педагогических курсах в начале XX века в Российской империи, несмотря на то, что значительная часть учительства получала образование именно там.

Общий ход подготовки учителей для начальной народной школы, определившийся на педагогических курсах в начале XX в., во многом был взят за основу при ее организации во всех педагогических учебных заведениях впоследствии. Он сохранился в целом в том же виде и в конце XX в., что доказывает верность основных путей ее организации.

Именно в начале XX века, в период правления Николая II, когда стал разрабатываться вопрос о всеобщем образовании, и слово стало претворяться в дело, стала особенно заметно расти как численность начальных школ, так и учащихся в них. Все эти причины вызвали необходимость развития различных форм подготовки учителя для начальной народной школы. И именно в этот период сформировалась типология, функции и специфика педагогических курсов, дающих педагогическое образование.

В конце XIX — начале XX вв. остро стояла проблема обеспечения начальной народной школы учителями. Важнейшую роль в решении этой задачи играли Педагогические курсы по подготовке учителей, оперативно реагировавшие на положение дел с учительскими кадрами в России и обеспечивавшие начальные народные школы учителями.

Педагогические проблемы и вопросы общеобразовательной и профессиональной подготовки освещались на страницах множества педагогических журналов «Русский учитель», «Русская школа», «Вестник воспитания», «Школа и жизнь» и в других печатных изданиях.


№ 22 ЖУРНАЛА «ИСКРЫ, ГОД 1911-Й.
Школьная выставка.
При Ольгинском Пятницком 3-ем городском начальном училище, в Москве, открыта выставка ученических работ по рисованию, лепке, ручному труду и рукоделию.
Фот. Б. Яблокова.
Подписи:
Вышитый разноцветной шерстью ковер.
Детская иллюстрация к рассказу.
Работы из дерева с резьбой и выжиганием.
Урок гимнастики.
Лепка.


Из отчета С-Петербургского городского общественного управления за 1912 г. Комиссия по народному образованию.С-Петербург, 1913 г.:




Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.
Всероссийская Гигиеническая выставка, открывшаяся 7 июня 1913 года в Петербурге, в Малом Петровском парке. Из журнала «Нива»  № 30, 1913 год.

Часть статьи о физической культуре, формировании здорового образа жизни  среди учащейся молодежи:


Подробнее:

Становление юношеского спорта в Российской империи.


***

Школьный театр

Книга "В помощь семье и школе", издания Педагогической Академии " Воспитание в семье и школе" , Москва, 1911 год.  Из главы "Детский театр".



Крестьянские дети - ученики Рыбацкого Высшего Начального Училища 

1913-1914 гг.  Село Рыбацкое.


Крестьянские дети -  Ученики Земского Начального училища села Рыбацкое. 1913-1914 гг.

Крестьянские дети села Рыбацкое - ученики церковно-приходской школы, окружившие священника Николая Кулигина.


В 1907 году сход крестьян села Рыбацкого постановил построить новое большое школьное здание, для чего было выделено 70000 рублей из общественных средств. Инициатива крестьян нашла горячий отклик в Министерстве Народного Просвещения, выделившим недостающие для постройки 40000 рублей.

Проект школы был разработан известным в то время архитектором Л. П. Шишко и представлял 3-4 этажное (из-за наклона грунта в районе постройки) кирпичное здание, которое было построено из лучшего кирпича, вырабатываемого находившимися по соседству кирпичными заводами. Строительство школы было завершено в 1909 году.

Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.


Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.






***

Отдельно стоит сказать о дореволюционной переписи населения, из которой выводился процент грамотности населения, не отражавший по сути реальной ситуации с грамотностью в стране. 

грамотность до революции, ликвидация безграмотности, школы при царе, всеобщее образование
Оценочно-статистическое Отделение Костромской Губерн. Земской управы. 1913 год.


Перепись населения 1897 года, Нижегородская губерния:

Как следует из таблицы возрастного состава, самая значительная группа населения, четверть населения Нижегородской губернии, состояла из детей до 10 лет. Школьный возраст различался в городе и деревне, в городе с 5 — 6 лет, в деревне, обусловленный порой большими расстояниями до школы, начинался с 7 — 8 лет.

Реальное состояние дел с образованием на определенный период более точно можно определить по уровню грамотности возрастной группы 10 — 18 лет (тех, кто получает образование в данный период). Рассмотрим статистику переписи населения за разные годы именно в этой возрастной группе:

К примеру, данные переписи по Нижегородской губернии 1897 г.:



Число грамотных в процентах от ВСЕГО населения, включая младенцев и детей дошкольного возраста — 22%.

Грамотность же возрастной группы 10-18 лет является самой высокой по отношению к другим возрастам, особенно в городах. Перепись населения в 1897 году показывает следующую тенденцию — чем моложе поколение, тем выше грамотность, что говорит о постоянном росте уровня грамотности:



Как пример, таблица Статистического Отдела Ярославского Губернского Земства. Население г. Любима Ярославской губернии, 1913 год., с данными из переписи 1911 года, в которых в числе неграмотных детей числятся дети до 6 лет, которых было значительное количество. Поэтому получается, что больше половины детей числились неграмотными:
Статистический Отдел Ярославского Губернского Земства. Население г. Любима, Ярославской Губернии. 1913 год.
Город Любим - маленький провинциальный городок Ярославской губернии. Процент грамотности среди детей 10-14 лет достигал 91% в 1911 году. 

100% грамотности не бывает, так как в любой статистике учитываются дети слабоумные, инвалиды, неподдающиеся обучению и т.д.



Из переписи 1926 года, в которой приводятся данные из переписи 1920 года, можно сделать выводы об уровне грамотности в стране накануне революции:


Как показывает статистика, максимальные проценты грамотности по переписи 1920 и 1926 года приходятся на возрастные группы 20-29 лет у мужчин — молодые люди, родившиеся на рубеже XIX-XX веков и получившие образование до революции. Общая грамотность мужского населения по данным переписи 1920 г. занижена, так как в итоги этой переписи не включены данные о лицах, находившихся в армии и являвшихся наиболее грамотной частью мужского населения.

Из переписи 1926 года:



Перепись населения в 1897 году показывает следующую тенденцию — чем моложе поколение, тем выше грамотность, что говорит о постоянном росте уровня грамотности. Перепись населения 1926 года отражает обратную тенденцию —  чем моложе поколение, тем ниже грамотность.

После Гражданской войны в стране появилось около 9 миллионов беспризорников. Беспризорность была ликвидирована только лишь к 1930-1935 годам, и только лишь к этому времени в СССР был восстановлен уровень охвата детей школьного возраста образованием, который был в РИ к 1917 году.

Именно это восстановление было громогласно объявлено как «Ликвидация безграмотности».

Советская историография выставляла борьбу с беспризорниками 1920-30-ых г.г. как героическое достижение советской власти , формируя в обществе убеждение, что эта борьба велась с последствиями царизма, старательно отводя от себя ответственность за последствия революции.


Общая грамотность возрастных групп, получивших образование до революции или накануне революции, по переписи 1920 года как и 1926 года действительно преуменьшена против действительности, причем в гораздо большем объеме. Кроме отсутствия данных о лицах, находившихся в армии, отсутствуют данные об уровне грамотности покинувших страну в 1918-1920 г.г., количество которых достигало нескольких миллионов, о погибших в гражданской войне, в результате «красного террора», которых было более десяти миллионов.
***
Село Середа Нерехтского уезда, Костромской губернии.
 В 2-х классном училище при ф-ке Т-ва Мануфактур Бр. Г. и А. Горбуновых.  1913 год.

Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.
  Школа при ф-ке Т-ва Мануфактур Бр. Г. и А. Горбуновых.

К 1892 г. на фабрике было 1650 механических станов, работали 2900 рабочих, ее годовой оборот составлял около 4 млрд. руб. Товарищество в обязательном порядке страховало рабочих, строились больницы, школы, ясли.


подробнее о рабочих городках:

Рабочие городки и поселки в Российской империи. 


Фабрично-заводские школы начала XX века в России.

***


Еженедельная общественно-педагогическая  газета "Школа и Жизнь", № 25, 18 июня 1912 года.

"Газетка для детей и юношества" №15, 12 февраля 1915 года.



Объявления в "Газетке для детей и юношества":
Подписка на еженедельный профессиональный и общественно-педагогический журнал "Народный учитель"


Журнал "Светлячок" для младшего возраста. Обложка юбилейного журнала, №10, Октябрь, 1911 год.


До 1917 г.  В России издавалось около трехсот детских и юношеских журналов, в основном в обеих столицах, Москве и Санкт-Петербурге. Вот названия некоторых изданий:

«Друг детей» 
«Детский музеум»
«Собеседник»
«Отдых»,
«Крошка».
«Детский сад»
«Игрушечка»,
«Подарок детям»
«Малютка»,
«Дело и потеха»
«Тропинка»,
«Золотое детство»
«Подснежник»
«Солнышко»
«Зорьки»
 

(Детские книжки и журналы в дореволюционной России.)

 

(Книги о рисовании и лепке для детей. Российская империя.)




Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.
Еженедельная общественно-педагогическая  газета "Школа и Жизнь", № 25, 18 июня 1912 года.


Дом отдыха для учителей городских народных школ в Санкт-Петербурге. Из журнала "Зодчий" № 35, 1912 года.



Из всех статей бюджета , расходы земств на народное образование стояли на втором месте после расходов на медицинское обеспечение народа (самая высокая статья бюджета) и к 1910 году выросли в течении 15 лет на 356,7 %. 


В 1910 году на народное образование было ассигновано 24% всех земских расходов. На медицинскую часть даже 28,4 % общеземского расходного бюджета.



Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.
"Доходы и Расходы земств 34-х губерний по сметам на 1910 год". Разработано в Статистическом Отделении Департамента Окладных сборов. Санкт-Петербург. 1912 год. 

Некоторые графы расходов:

 "Доходы и Расходы земств 34-х губерний по сметам на 1910 год". Разработано в Статистическом Отделении Департамента Окладных сборов. Санкт-Петербург. 1912 год. Некоторые графы расходов.



Например, ученикам из бедных семей полагалось пособие и различная материальная помощь. Для этого нужно было предоставить удостоверение о бедности:

Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.
Текст документа: 22 февраля, 1911 года. Совет Славянской второклассной учительской школы препровождает при сем следующие Ваши документы: а) Удостоверение о бедности, выданное Лиманским волостным Правлением крестьянке слободы Поповки Акулине Гайдаревой. б) Удостоверение, выданное учащими Поповского сельского народного училища, в знании Вами курса начальных народных училищ. с) Выпись из метрической книги, часть 1-я, с родившихся за 1893-й год.

***


Учебно-промышленная выставка "Устройство и оборудование школы". Журнал "Зодчий" № 24, 1912 год.

С 3 мая по 15 июля 1912 года в Санкт-Петербурге проходила Международная учебно-промышленная выставка "Устройство и оборудование школы".

Выставка, принятая под покровительство Великого Князя Александра Михайловича, имела следующие отделы: школьное строительство; обстановка школы и ее гигиена; наглядные учебные пособия; оборудование ремесленных и профессиональных школ, мастерских и классов; оборудование сельскохозяйственных и землемерных школ и курсов; гимнастические аппараты и предметы школьного спорта.

В смотре приняли участие 91 школа, 10 казенных учреждений, 31 общественная организация, 119 русских компаний, 30 иностранных фирм, 5 отдельных лиц и 8 периодических органов печати. Подготовкой смотра занимались 525 человек: педагоги, общественные деятели, промышленники.  

Характерно, что выставка продолжала обогащаться новыми павильонами и экспонатами и после церемонии открытия. Так, был сооружен отдельный павильон, посвященный всевозможным видам спорта. Помимо демонстрации гимнастических приборов, в нем устроили уникальную "спортивную лабораторию", где проводили опыты, связанные с достижениями в спорте. Не меньший интерес представляла астрономическая обсерватория с самыми лучшими астрономическими приборами.  

Выставка с точно таким же названием "Устройство и оборудование школы" проходила в Москве с 20 по 31 марта того же года, за месяц до петербургской. Устроитель – Московское отделение Императорского Русского технического общества. (источник)

Из журнала "Зодчий" № 4, 1912 года.

Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.
Штамп дореволюционной Народной бесплатной читальни-библиотеки деревни Середнево Георгиевской Волости Рыбинского Уезда Ярославской Губернии, переименованной большевиками 29 января 1919 года в Ленино-Володарскую Волость. ( Прим.: Володарский, настоящие имя и фамилия - Моисей Маркович Гольдштейн, 1891-1918. )


Эта бесплатная читальня находилась даже в деревне, где не было церкви. Село в России до революции 1917 года чётко отличалось от деревни: в селе обязательно была церковь.


Возможность получения основ грамотности была доступна даже в психиатрических лечебных учреждениях.

Томская окружная психиатрическая лечебница. Из памятной книжки Томской губернии, 1912 год. (подробнее)


Для взрослых открывались воскресные вечерние школы


Из журнала "Зодчий" № 8, 1911 года. 

Лишь некоторые объявления об открытии новых школ: 

Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.
Из журнала "Зодчий" № 34, 1913 года. 

Из журнала "Зодчий" № 46, 1912 года. 

Из журнала "Зодчий" № 48, 1912 года. 

Из журнала "Зодчий" № 49, 1912 года. 


Из журнала "Зодчий" № 52, 1912 года. 


Севастополь. Из журнала "Зодчий" № 52, 1912 года.


Из журнала "Зодчий" № 52, 1912 года.


Из журнала "Зодчий" № 3, 1913 года. 


Из журнала "Зодчий" № 6, 1913 года. 





***

Народные дома.

"Народный календарь", 1914 год.
Народный дом являлся в дореволюционной России общедоступным культурно-просветительским учреждением.  



Россия была первой страной в мире, где начали строиться подобные дома для народа.  

Первый народный дом возник в 1882 году в Томске, а в Петербурге первый Народный дом открылся в 1883 году.

Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.
Харьков. Народный Дом. Дореволюционная открытка


 Народный Дом. Благовещенск. Фото 1900-ых годов.


Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.
         Народный дом. Кострома. Дореволюционное фото.


Забытые достижения России. Народные дома.




***

Первый в мире женский политехнический институт был основан в России, в Петербурге:

Из Журнала "Нива", № 10,  1906 год.


По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Российская империя занимала первое место в Европе, если не во всём мире. (Бразоль Б.Л. Царствование Императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах, 1958 г.)


Первый в Европе женский медицинский институт в Петербурге, открытие которого состоялось 14 (26) сентября 1897 года:

Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.
 Из журнала "Нива" № 41, 1897 г.




Из журнала "Нива" № 41, 1897 г.




XII съезд естествоиспытателей и врачей в Москве.

С 28-го января 1909 года по 6-го января 1910 года.

Часть статьи:

"Всеобщий Двухнедельник" №1, 1910 года.



Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.
Выпуск физико-математического факультета Московских высших 
женских курсов. 1913 год.                         




Журнал "Природа и люди" № 29, 1914 года. Часть статьи.








Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.


Электрическое освещение и электротехника. 1908 год.


Подробнее:

Учебник "Курс электротехники для средних технических училищ". 1908 год.

  


Курс географии Европы для средних учебных заведений. 1910 год. Некоторые страницы:









Сборник алгебраических задач для старших классов средних учебных заведений. 1910 год.






"ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" 1914 год








***

"Лепка в семье и школе". Пособие для воспитателей и преподавателей. Иллюстрировано снимками с ученических работ (73 рисунка). Художник К. Лепилов. 2-е дополненное издание автора. Петроград, 1916 год.
"Современное рисование в народной школе". Векослав Кощевич. Опыт практического руководства к ведению так называемого "свободного" рисования в народных школах и вообще начальных школах. С рисунками в тексте. С.-Петербург 1911 год.
 
 "Как рисовать кистью" 15 таблиц образцов-рисунков с объяснительным текстом.  К. Вальтер. Библиотека для детей И. Горбунова-Посадова. Москва 1911 год.


 "Начальный курс рисования". Пособие для самостоятельных занятий детей в школе и дома. Выпуск III-й. Вертер В. и Тихомиров. 4-е издание. Издание К. Зихмана, Рига 1912 год.


"Новый путь обучения устному и письменному выражению мыслей". Пособие для народных школ, семьи, детских садов и младших классов средних учебных заведений.  Ф.П. Борисов и Н.И. Лавров. Книгоиздательство К.Тихомирова, Москва 1911 год.



Комментарии

  1. Спасибо большое! Очень полезная была информация и самое главное опирается на исторические источники.

    ОтветитьУдалить
  2. Сердечное СПАСИБО. Как отрадно за ПРАВДУ. Большевистско-коммунистическая власть ЭТО скрывала, несла нам 70 лет ложь. Олег

    ОтветитьУдалить
  3. Коммунисты 70 лет Россию 1913 года догоняли

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий