Факты из истории России, которые мало кому известны.

Впервые в Европе бесплатное медицинское обеспечение появилось в Российской империи.


Иллюстрированный журнал науки, искусства и литературы «Природа и Люди» № 47, 1913 года. Из статьи » Всероссийская гигиеническая выставка в С.-Петербурге». 

Развитие бесплатной врачебной помощи населению в России.

***

Первый в мире женский политехнический институт был основан в России, в Петербурге.

                                     Из Журнала "Нива", № 10, 1906 год.

Первый в Европе женский медицинский институт был основан в Петербурге,14 (26) сентября 1897 года.


                                              Из журнала "Нива" № 41, 1897 г.

По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Российская империя занимала первое место в Европе, если не во всём мире. (Бразоль Б.Л. Царствование Императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах, 1958 г.)

XII съезд естествоиспытателей и врачей в Москве, проходивший с 28-го декабря 1909 года по 6-го января 1910 года:
                                   "Всеобщий Двухнедельник" №1, 1910 года.

Подробнее: Забытый вклад женщин Российской империи в развитие страны.



***

1-ый Всероссийский Съезд по народному образованию в Санкт-Петербурге.

С декабря 1913 года и по январь 1914 года в Санкт-Петербурге в Народном доме Николая II состоялся Первый Всероссийский Съезд по народному образованию, куда съехались более 7 тысяч учителей со всех глубинок Российской империи, чтобы обсудить текущие проблемы народного образования и принятый план обязательного всеобщего обучения.
                                       «Нива», №3, от 18 января 1914 года.


Из журнала "Зодчий", №8, февраль 1911 года. На IV съезде Русских Зодчих. Из докладов Л.П. Шишко, Н.П. Козлова.


Оценочно-статистическое Отделение Костромской Губерн. Земской Управы. Школьная статистика, 1913 год. Всеобщее народное образование.


Из журнала "Зодчий", №17, 1913 года. Петербург


Первый Общеземский съезд по народному образованию, 1911 год. Из доклада главного Городнянского Земства Черниговской губернии Н.Е.Щербакова.


Первый Общеземский съезд по народному образованию, 1911 год. Из доклада заведующего отделом народного образования Саратовского губернского земства Н.Д. Россова. Двухлетние педагогические курсы.


Из журнала "Нива", №4, 1914 года. Из статьи, посвященной юбилею 50-летия существования русского земского управления.

Школьный дореволюционный дневник. 1915-1916 г.г.

Вечерние школы для взрослых, которые не смогли получить полное  образование, открывались по всей Российской империи.

                                     Из журнала "Зодчий" № 8, 1911 года. 
***

                   "Народный календарь", 1914 год.

Россия была первой страной в мире, где начали строиться подобные дома для народа.  

Первый народный дом возник в 1882 году в Томске, а в Петербурге первый Народный дом открылся в 1883 году.


                 Народный дом. Кострома. Дореволюционное фото.

***


Первые детские летние лагеря в России.

Летняя колония для детей рабочих. Группа детей второй смены, 1903 год. Первые детские летние оздоровительные лагеря в дореволюционной России.

Подробнее: 

Первые детские летние лагеря в России.



***

                  Детские сады.                

15 мая 1837 года в России при попечении Анатолия Николаевича Демидова при "Доме Трудолюбия" в Коломне по адресу: наб. Мойки, 108, были открыты дневные детские комнаты - первый в России детский сад. Первоначально здесь получили опеку 6 мальчиков и 11 девочек, через год число детей возросло до 112.
Журнал "Детский сад". 1868 год. Редактор-издательница А. Симонович.
Школа и Детский сад на Амурской улице в Иркутске, до революции.
           Народные Детские сады для беднейшего населения С-Петербурга.
Часть статьи из еженедельного иллюстрированного журнала для семейного чтения "Родина", №47, 1896 года. Стр. 1726 .

Подробнее:

Детские сады в дореволюционной России



***

До революции Россия традиционно была одной из самых трезвых стран Европы. 

"Пьянство и защита от него", "Die Trunksucht und ihre Abwehr" von Abraham Baer und Benno Laquer, 1907. Издательство Urban & Schwarzenberg, в Берлине, Германия и Вене, Австрия.
Как следует из книги, потребление 50%-го алкоголя на душу населения в Европе в 1894 году было таковым:
Дания - 15 лтр.
Венгрия - 11 лтр.
Австрия - 10 лтр.
Бельгия - 9,98 лтр.
Голландия - 8,91 лтр.
Германия - 8,82 лтр.
Франция - 8,09 лтр.
Швеция - 7,0 лтр.
Швейцария - 5,81 лтр.
Россия - 4,68 лтр.
Англия - 4,5 лтр.
Норвегия - 3, 18 лтр.
По потреблению алкоголя на душу населения по сравнению с другими государствами Европы, Россия занимала скромное, среди последних, место. В конце XIX века наша страна по потреблению спирта была на предпоследнем месте, пропустив далеко вперёд Францию, Швецию, Данию, Голландию, Германию и других.
Мы стояли на предпоследнем месте в мире по душевому потреблению алкоголя в течение трёх столетий с XVII до начала XX века.
***

До 1914 года русские лётчики установили 10 мировых рекордов продолжительности, дальности и высоты полётов.

Авиатор. Российская империя
В 1911-1913 годах был создан "Русский Витязь" - ПЕРВЫЙ В МИРЕчетырёхмоторный самолёт, который дал начало тяжёлой авиации. Создан Игорем Ивановичем Сикорским (1889—1972) в качестве опытного самолёта для стратегической разведки. Предусматривалось размещение как двух, так и четырёх моторов.
2 августа 1913 года был установлен мировой рекорд продолжительности полёта - 1 час 54 минут. Самолёт был рассчитан на безостановочный перелёт до 2.500 вёрст. Позже, в результате доработки появился "Илья Муромец" - ставший ПЕРВЫМ В МИРЕ пассажирским самолётом.
Биплан "Илья Муромец" на понтонах. 1914 год.

Журнал "Природа и Люди", № 15, 1913 г.

В Российской империи были сделаны важные изобретения мирового значения.



 Журнал "Природа и люди" № 29, 1914 года. 
В области электротехники: телеграф, замена одного проводника землей и водой, гальванопластика, трансмиссия электрической энергии, электрическое освещение, дуговые лампы и лампы накаливания, телеграф без проводов, трехфазные токи и прочее.Электросварка, токарно-винторезный станок, паровой двигатель, электромотор, комбайн, трактор, гусеничный ход, первый в мире стереофотоаппарат, наркоз, гипс, парашют, противогаз и многое другое - было изобретено в Российской империи. Разрабатывались вертолет (Сикорский), отечественный автомобиль, танк (Лебедев и другие), телевизор (Зворыкин), готовился проект гидроэлектростанций ( позже стал называться ДнепроГЭС ). Разрабатывались проекты Метрополитена в Москве и Санкт-Петербурге. В 1903 году император Николай II дал старт разработке проекта строительства моста в Крым. К проектированию были подключены лучшие российские инженеры, которые к 1910 году разработали проект Керченского переезда, реализации которого помешала Первая мировая война. 
***



                                Проект Московского Метрополитена. 1902 год
Проект станции "Николаевский вокзал" (современные площадь Восстания и Московский вокзал).
Проект станции "Виндавский вокзал". На заднем плане - здание Варшавского вокзала, ныне не действующего.
***


29 октября 1898 года в России спущен на воду ПЕРВЫЙ В МИРЕ ледокол «Ермак», способный форсировать тяжелые льды двухметровой толщины.
К 1914 году Российская империя располагала первым по численности подводным флотом (78 лодок), в то время как Англия, занявшая второе место, имела 77.

Подводная лодка "Морж"


***

По темпам промышленного производства Российская империя к 1914 году вышла на 1-е место.

                    Владивосток в недалеком будущем. Дореволюционная открытка.
"Подвесная электрическая дорога". Проект инженера Ипполита Владимировича Романова. Из журнала "Нива", № 30, 1900 года.

Подробнее: Предприятия Российской империи.  

Новая московская телефонная станция, первая в мире по техническому оборудованию. 

Из журнала "Нива"№ 20, 1914 год.
Машинный зал Гиндукушской ГЭС мощностью 1,35 Мвт на р. Мургаб ,Туркмения. Фотография 1911 года, С.М.Прокудин-Горский. Её строительство завершилось в 1909 году.
Первая электростанция (блок-станция) в России была построена на Сормовском машиностроительном заводе для питания осветительных установок в 1876 г. В 1892 году состоялся пуск Зыряновской ГЭС на Рудном Алтае. Это была одна из первых ГЭС на территории Российской Империи, причем построенная отечественными специалистами. В 1892 была запущена гидростанция на р. Охта, построенная Чиколевым и Классоном. Крупнейшая в России электростанция однофазного тока на 800 кВт была построена на Васильевском острове в Петербурге в 1894 г. под руководством инженера Н.В.Смирнова.
11 мая 1903 года вблизи Ессентуков было заложено здание первой в России промышленной гидроэлектростанции "Белый Уголь". Уникальность этой ГЭС еще и в том, что именно здесь впервые в мире была осуществлена параллельная работа двух электростанций – дизельной Пятигорской тепловой электростанции и ГЭС "Белый Уголь". Таким образом, специалистами Российской империи в 1913 году была создана первая в мире энергетическая система. В дальнейшем принцип параллельной работы был использован в плане ГОЭЛРО, при создании единой энергетической системы СССР, и до сих пор он заложен в основу всех ныне существующих энергосистем мира.
Всего, по данным министерства земледелия, в Российской империи на 1916 год, было построено уже 24 гидроэлектростанции.
Из учебника для средних технических училищ, 1908 год:


Подробнее: 

Когда в действительности началась электрификация страны.



***


                         Русский автомобильный завод И.П. Пузырева. 1912 год.



8 июня 1909 в России начато серийное производство автомобилей – на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге.

                       Руссо-Балт. Участники автопробега. Апрель 1911 года.
                          Руссо-Балт С24/40 Кегресс . 1913 год.


В 1918 году завод национализирован и постановлением Совета Народных Комиссаров переименован в Первый государственный бронетанковый завод. В 1922 году было выпущено 4 или 5 автомобилей «Руссо-Балт» под названием «Промбронь». В следующем году завод был передан в концессию фирме «Юнкерс», где был начат выпуск самолетов Ю-20, Ю-21 немецких военно-воздушных сил - Люфтваффе.



Подрбнее: 

Автомобильные шины, произведенные в Российской империи — одни из лучших на мировом рынке начала XX века


ПЕРВЫЙ В МИРЕ гусеничный трактор с двумя паровыми машинами был построен и испытан в 1888 г. русским изобретателем Ф.А. Блиновым, получившим патент на гусеничный ход в 1879 г. В 1889 г. Ф.А. Блинов демонстрировал работу своего трактора на Саратовской выставке. Еще ранее ценные изобретения по гусеничному ходу были сделаны Д.А. Загряжским (1837), разработавшим «экипаж с подвижными колеями», и С. Маевским, создавшим в 1876 г. конструкцию гусеничного тягача с коробкой передач для изменения скорости движения.В 1893—1895 гг. Я.В. Мамин, ученик Ф. А. Блинова, создал самоходную колесную тележку с нефтяным двигателем внутреннего сгорания, которая явилась прообразом современного трактора.
Занимающийся после Ф.А. Блинова конструированием так называемого "русского трактора" Я.В. Мамин закончил в 1911 г. постройку трех моделей колесных тракторов с четырехтактными бескомпрессорными дизелями мощностью 20, 30 и 60 л. с..





Тракторостроение как отрасль промышленности существует в мире лишь с 1917 г., когда на заводах Форда в США началось массовое производство тракторов. 
На заводе в Коломне построены: первый русский трёхосный паровоз серии Т (1870 год), ставший первым локомотивом и для самого завода, ПЕРВОЕ В МИРЕ судно с дизельной установкой — буксир "Коломенский дизель" (1907 год). За высокое качество продукции, представленной на промышленной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге, завод получил право в дальнейшем маркировать свои изделия государственным гербом Российской империи. Продукция завода была удостоена высших наград (Grand-Prix) на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и Всемирной выставке в Милане в 1906 году.
Продукция Коломенского машиностроительного завода с гербом Российской империи. Паровой дорожный каток. 1910-1912 г.г.
Дорожный каток с дизельным двигателем. 1910-1912 г.г.




Продукция Коломенского механического завода с гербом Российской империи. Дорожные катки. 1910-1912 г.г.






  1. Товарный паровоз о 5-ти осях Владикавказской жел.дороги.
  2. Стальные пароходные винты.
  3. Мост через р. Днепр в Екатеринославе.
  4. Полутонный паровой молот.
  5. Товарный паровоз о 6-осях Дуплекс Компаунд.
  6. Пассажирский вагон III кл.
  7. Фрезерный станок.
  8. Подъемный путевой кран.
  9. Водонапорная башня завода.
  10. Вагон-цистерна Американского типа на 1.500 пуд. керосина.
  11. Пассажирский паровоз о 5-ти осях сист. Компаунд.
  12. Двухшпиндельный фрезерный копировальный станок.
  13. Строгальный двухсуппортный станок.
  14. Стальные отливки.
  15. Товарный паровоз о 4-х осях сист. Компаунд.


Достижения России в сельском хозяйстве.  Приводные ремни. Резиновые изделия. Дорожная техника, катки. Тракторостроение. Механизация сельского хозяйства.
Товарищество Российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник»

Достижения России в сельском хозяйстве.  Мануфактура Треугольник. Приводные ремни. Резиновые изделия. Дорожная техника, катки. Тракторостроение. Механизация сельского хозяйства.
Товарищество Российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник»

К 1913 году Россия стала МИРОВЫМ ЛИДЕРОМ по производству основных видов зерновых культур.






                          

Спорт в Российской империи

Всероссийская Гигиеническая выставка, открывшаяся 7 июня 1913 года в Петербурге, в Малом Петровском парке. Из журнала «Нива» № 30, 1913 год. 
Часть статьи о физической культуре, формировании здорового образа жизни среди учащейся молодежи:


Александр Алехин и Хосе Рауль Капабланка за шахматной партией. Санкт-Петербург, 1914 год.
Делегация сборной Российской империи на открытии Олимпийских игр 1912 года.
                Фехтование. Поединок Россия -Швеция. Олимпийские игры 1912 год.
Николай Александрович Панин-Коломенкин (1872 - 1956).
Олимпийский чемпион и серебряный призер Олимпийских игр 1908 года по фигурному катанию. Серебряный призер Олимпиады 1912 года в стрельбе. Серебряный призер чемпионата мира (Петербург, 1903 год). Призер чемпионатов Европы по фигурному катанию - серебряный (Варшава, 1908 год) и бронзовый (Давос, 1904 год). Пятикратный чемпион России по фигурному катанию. Двенадцатикратный чемпион России по стрельбе.
Сборная Российской империи по футболу на Олимпийских играх 1912 года в Стокгольме.
Первая Российская Олимпиада в Киеве, длившаяся с 20 по 30 августа 1913 года. Журнал "Природа и Люди", № 52, 1913 год.
Первая Российская Олимпиада в Киеве, длившаяся с 20 по 30 августа 1913 года. Журнал "Природа и Люди", № 52, 1913 год.
Журнал "Природа и Люди", № 52, 1913 год.



Футбольная команда детей служащих Никольской мануфактуры. Орехово-Зуево. 1910-е годы.
24 октября 1897 года - в Санкт-Петербурге состоялся первый в России футбольный матч. В этот день 120 лет назад на плацу Первого Кадетского корпуса в Санкт-Петербурге встретились команды Василеостровского общества футболистов (ВОФ) и Кружка любителей спорта КЛС, или просто «Спорт». Василеостровцы выиграли со счётом 6:0.
Футбольная команда ярославской гимназии. 1912-1913 годы.
Члены футбольной команды города Углича. 1912-1913 годы.

                                 Из собрания Ярославского музея-заповедника.
Первый национальный олимпийский комитет России - Российский олимпийский комитет (РОК) - появился еще в 1911 году. Его возглавил общественный и спортивный деятель Вячеслав Срезневский.
В 1917 году РОК, как и другие организации, объявленные большевиками буржуазными, был упразднен.
И только 23 апреля 1951 года Олимпийский комитет в СССР был образован снова, как общественная организация, представлявшая советский спорт в международном Олимпийском движении. Вплоть до 1952 в Олимпийских играх СССР не участвовал.



Подробнее: Становление юношеского спорта в Российской империи.

О рабочих в Российской империи

В начале XX века в России, в эпоху начавшейся индустриализации и интенсивного роста количества рабочих, возросла необходимость совершенствования медицинского обслуживания рабочего населения и создания медицинских учреждений при заводах и фабриках.
Для рабочих был введен нормированный день, страхование от несчастных случаев на производстве, на предприятиях были организованы пенсионные кассы.
В 1903 году появились "Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев, а равно членов их семей, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горно-заводской промышленности". Данный закон устанавливал полную ответственность работодателей перед работниками при несчастных случаях на производстве. При временной утрате трудоспособности рабочим уплачивали 1⁄2 среднего заработка, при наступлении инвалидности — 2⁄3 среднего заработка. В случае смерти рабочего его деньги получали вдова и дети.
23 июня 1912 года был принят закон Российской империи — "Об обеспечении рабочих на случай болезни". Закон предусматривал получение рабочими выплат в случае временной нетрудоспособности и обязывал предпринимателей организовывать для рабочих бесплатную медицинскую помощь. Для накопления необходимых средств создавались больничные кассы — независимые общественные организации, управляемые самими застрахованными.
Из пенсионных касс (выплачивавших, как правило, пенсии и по выслуге лет, и по инвалидности), рабочие и служащие получали пособие по болезни за счёт предприятий и учреждений. Это пособие не получало никакого отдельного оформления, во время болезни работник просто продолжал получать обычное жалованье.
Число праздничных дней в дореволюционное время у рабочего в году составляло 45.
                                                    Подробнее:

Больницы для рабочих в Российской Империи.

Больница для рабочих Кренгольмской мануфактуры, построенной по проекту арх. А.И. Владовского в честь 300-летия Дома Романовых. Закладка состоялась в июне 1911 года, в 1913 году больница была уже открыта.

Рабочие городки и поселки в Российской империи.

Рабочий городок Товарищества по борьбе с жилищной нуждой. Жильцы нового дома. Фотоателье К. Буллы. 27 октября 1906 года. Петербург, Гаванская ул., 71, корп. 1.

Комментарии